КИНОПЕДАГОГИКА: НАЧАЛО И ПРОДОЛЖЕНИЕ

Зрительский опыт детей начинает складываться еще в дошкольном детстве, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидению, видео. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается. Но часто кино является лишь развлечением, всерьез не воспринимаемым ни семьей, ни школой. Если ребенка и приобщают к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам. А вот кино остается невостребованным. Между тем перед экранами телевизоров, а чаще – компьютера и мобильных устройств, дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей. Выход из подобной ситуации только один — надо использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.

Как показывает опыт, кино обладает большими возможностями для детского развития. Воспитательные особенности киноискусства настолько широки, что можно говорить о его универсальности для учреждений общего и дополнительного образования. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка. Изучение искусства экрана с детьми направлено прежде всего на то, чтобы сформировать у них навыки восприятия аудиовизуальных произведений, уметь их анализировать, развить способность адекватно понимать экранный текст.

В русской педагогической литературе вопрос об использовании «синематографа» в школе был поднят в 1897 году. Рассматриваются его неограниченные возможности в области воспитания, образования, приобщения к культуре, истории.

Однако, уже с первых лет существования кинематографа в педагогической модели его применения возникает вопрос о кино, как о способе последовательно управлять интересами, потребностями, эстетически воспитывать зрителя, эффективно используя богатейшие возможности воздействия зародившегося искусства. По сохранившимся документам этого периода можно установить первые шаги в области кинообразования как средства духовного развития личности, как отрасли педагогической науки в процессе организации взаимоотношения зрителя с фильмом, развития визуального мышления, восприятия пространственно-временной реальности: проведение цикловых просмотров с комментариями и лекциями, использование учебного кино на уроках и т.п. Первые кинотеатры учебно-просветительских фильмов открылись в 1909 г. в Одессе и в Москве.

В конце 50-х – начале 60-х гг. группа педагогов-энтузиастов (О. А. Баранов в Калинине, Ю. М. Рабинович в Кургане, С. Н. Пензин в Воронеже, Л. К. Раудсепп в Таллинне и др.) начали разрабатывать пути и способы включения игрового фильма в учебно-воспитательную работу школы. Были предложены и развиваются в настоящее время две основные формы внеклассной и внешкольной работы: киноклуб (кружок) и кинофакультатив представляющий собой разновидность некоторого систематического курса по основам кино. В начале 90-х гг. появился новый вид кинообразования — кинолицей. Первый экспериментальный кинолицей в Москве (Г. А. Поличко) имел в своей программе несколько направлений по интересам.

К концу 80-х – началу 90-х гг. определились основные направления педагогического руководства киновосприятием: изучение теории и истории киноискусства на основе углублённого анализа фильмов; воспитание средствами кино (постижение фильма на эмоционально-эстетическом уровне для обогащения нравственной культуры); использование элементов кинообразования в качестве интенсивного творческого метода обучения и воспитания; привлечение игрового кино в качестве дополнительного материала в рамках предметных курсов, главным образом гуманитарных.

Педагогическое руководство киновосприятием состоит в отборе из репертуара и совместном просмотре фильмов, помощи взрослого в оформлении элементарных представлений о кино (1-3-е классы); переходе от фрагментарного, поэпизодного восприятия к осмыслению сюжетных узлов, мотивационных пружин действия (4-5-е классы); формировании этико-эстетического оценочного отношения к просмотренному (6-8-е классы); развитии навыков целостного восприятия; выработки индивидуальной эстетической позиции, собственных взглядов на искусство кино (старшие классы).

Работа педагога в связи с фильмом проводится главным образом в устных, письменных и игровых формах. К устным относятся: вступительное слово преподавателя перед просмотром, обобщение увиденного после просмотра; чтение во время занятий отрывков из опубликованного в кинолитературе (по поводу данного фильма или о проблеме, с ним связанной); дискуссия после просмотра; просмотры-сравнения на материале фильмов-экранизаций. Письменные формы: рецензии на фильм (в том числе сравнительные – на экранизацию); сочинение по фильму; отзывы; рецензирование, реферирование литературы о кино; переложение на язык фильма отрывка из литературного произведения (опыт написания сценария); создание школьных уголков кино. К игровым формам относятся: рисунки, коллажи на темы просмотренного фильма; составление сюжета из разрозненного набора кадров; киновикторины, киновечера и киноутренники; кинотурниры между классами и школами; выставки и т. д. Уже на первом этапе подготовки к восприятию кино дети вводятся в круг проблем и понятий, над которыми им придётся размышлять: место кино в жизни человека и общества; автор и авторское начало в фильме, основы кинопрофессии; проблемы экранизации; общее представление о видах, жанрах кино и их задачах. Сегодня, когда дети растут в окружении большого объёма аудиовизуальной информации, просто необходимо использовать весь накопленный опыт кинопедагогики, применять его в современном контексте, обогащая новыми методами. Предлагаем определением кинопедагогики считать следующее: “Кинопедагогика – направление в современном образовании, в частности медиаобразовании, связанное с закономерностями, формами и методами воспитания человека экранными искусствами. Понятие употребляется в связке с киновоспитанием, кинопросвещением”.  Кинопедагогика направлена на развитие аудиовизуальной культуры и навыков осмысленного просмотра, а также творческих навыков в создании кинопроектов.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КИНОПЕДАГОГИКИ

Кино имеет возможность влиять на то, как мы видим и понимаем мир. Оно может управлять нами, показывать самих себя со стороны и приводить к переживанию широкого спектра эмоций. Кино способно заставить забыть о том, что происходит вокруг, открыть для нас новые миры, а может дать импульс задуматься о мире, в котором мы живём. Создатели кино выбирают кадры, музыку, конструируют историю, выбирая повороты сюжета и то, как их преподнести. Как зрители мы входим в диалог с фильмом, который мы смотрим.

Ключевые аспекты кино: критический, творческий, культурный. Рассмотрим, как эти аспекты воспринимаются зрителями и открывают для них возможность участия в кинокультуре.

КРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Развитие навыков рассуждать и критически и аналитически мыслить – важная часть образовательного процесса. Способность критически мыслить развивается постепенно в процессе проверки, оспаривания и оттачивания собственных суждений. Этот процесс носит социальный и коллаборационный характер, вот почему онлайн форумы, киноклубы и кинокритика так популярны. Быть «критическим» – это способность понимать и исследовать фильмы во всем их многообразии и формировать подход, благодаря которому мы становимся способны постоянно анализировать какое влияние кино оказывае на нас, побуждает, озадачивает или противоречит. Эта способность включает также осознание других сторон искусства, которые затрагивают, влияют и увеличивают то удовольствие, которое мы получаем при кинопросмотре.

Важные основы критического подхода включают способность и готовность анализировать то, как кино приводит свои доводы и точки зрения о мире. Каждый вид фильма (игровой, документальный, анимационный или научно-популярный) должен восприниматься как часть целого мира кино, и взаимосвязи между видами должны быть основой, на которой в течение жизни держатся отношения с кино.

Главной для развития практики критического подхода является способность задавать вопросы о фильме: дети делают это уже с самого раннего возраста. Учащихся нужно побуждать задавать вопросы о героях, сюжете, о явлениях, связанных с той или иной темой, о ценностях, раскрывающихся в кино, об эстетических аспектах картины.

Нам нужно развить способность определять ключевые элементы фильма, иногда используя инструмент повторного просмотра; вопрошать, почему кино нам показывает то, что показывает; выяснять, в чем был замысел создателя, размышлять над результатами своего анализа и приходить к собственной оценке увиденного.

Нам также нужно рассматривать способы, с помощью которых мы можем делиться личными переживаниями от фильма в других, более широких сферах и контекстах: фильм разговаривает с нами, и мы хотим передать и объяснить окружающему миру то, что мы почувствовали и поняли при просмотре. К этому мы должны добавить то, как эти переживания олицетворяют диалог между нами и экраном, а также диалог между создателем фильма и зрителями.

Таким образом, учащимся нужно развивать язык, дискурс, который позволит им выражать свои точки зрения, суждения, чувства и вкусы – в совершенно разных контекстах: будь это экзамен или урок в школе, обсуждение с друзьями, разговор ребёнка с родителями, публикация в блоге или соцсети, или публичное выступление. Развитый опыт кино требует развитых способностей передавать влияние, которое кино на нас производит.

ТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Наступление эры цифрового кино привело к возможности для зрителя стать создателем. Предстоит еще исследовать связи между опытом применения кинопросмотра как способа создания и опыта оценки увиденного произведения. Кинообразование, таким образом – это о развитии не только культуры осознанного и критического просмотра, но и культуры создания кино на основе этой взаимосвязи способностей критически мыслить и творить.

Творческие процессы включают исследовательские, аналитические, экспериментальные, практические, технические умения, а также навыки самовыражения; эстетическое понимание и критическую оценку; интеллектуальные, творческие, интуитивные способности и воображение; и понимание взаимосвязи между движущимся изображением и другими формами искусства, дисциплинами и практиками. Создание кино должно быть рекурсивным, когда учащиеся вновь и вновь пересматривают свои идеи и подходы, повторно тестируют и испытывают идеи и методы.

Создание кино требует знания и понимания места кино в современном обществе; понимания того, в каком контексте происходит создание и восприятие фильма. Даже юные создатели понимают, что их фильм могут увидеть их друзья, одноклассники, семья, на большом или маленьком экране.

Быть креативным в создании кино предполагает использование современных технологий с их возможностями для обучения, при этом важно учитывать, что существуют законные ограничения, касающиеся прав на интеллектуальную собственность.

В целом, создание кино является фундаментальным для понимания кино.

Ключевые творческие практики включают: практическое обучение мастерству движущихся изображений; поощрение заинтересованности, самовыражения и независимости в процессе исследования своих мыслей, идей, творческих подходов; расширение творческого, технического и критического опыта взаимодействия с разными формами и стилями киноискусства; демонстрация процесса формирования идей и техник их реализации; работа с оборудованием и ресурсами в процессе создания кино; демонстрация умений в использовании техник создания кино.

Участие в сообществе творческих практиков включает демонстрацию знаний и понимания техник создания кино, которые использовались как кинематографистами прошлого века, так и современными создателями; сопоставление своих произведений с работами других авторов; формирование своих идей совместно с другими людьми через исследование и эксперименты с техниками и процессами кинопроизводства; а также создание завершенной работы для зрителей и оценка её эффективности.

КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Кино помогает нам понять самих себя, нашу культурную и национальную идентичность, так же как и нашу историю. Но еще кино помогает понять других людей, другие культуры, время, идеи и ценности. Чем шире наш доступ к кино, тем больше и глубже будет наше взаимодействие с миром.

Кинокультура всегда основывается на коллекциях, сборниках и категоризации фильмов. Составление списков, формулировка канонов и критериев, программирование и далее дебаты и обсуждение – с помощью всего этого люди принимают участие в кинокультуре и вовлекаются в историю кино. Понимание того, что фильмы «говорят» друг с другом в форме взаимовлияния, цитирования и упоминания – важная характеристика кинокультуры. Более того, обсуждение и оспаривание каких-либо критериев, по которым люди определяют «великие» фильмы – не менее важный способ участия в кинокультуре.

Кино – это также набор социальных, исторических, образовательных и культурных практик. Начиная с ребёнка, выбирающего любимый DVD и продолжая людьми, создающими плейлисты на YouTube, или директором международного кинофестиваля, можно говорить о существовании непрерывного процесса, в котором просмотр, рефлексия, выбор, возможность поделиться – это практики, которые все глубже укореняются и развиваются на протяжении всей жизни.

Кино – это социальная форма, вписанная в исторические рамки. И это действительно так не только с точки зрения просмотра фильма в кинотеатре с другими зрителями, или того, что фильмы часто создаются группами людей, но и в том смысле, что кино само функционирует в социальной структуре, где зритель, фильм и режиссёр разделяют общее понимание и общую «реальность». Следовательно, кино – это точка соприкосновения разных сообществ, культур и историй, так же, как и путь к пониманию этих культур, чувствованию и участию в них.

РЕЗУЛЬТАТЫ КИНОПЕДАГОГИКИ

Через кинопедагогику учащиеся вырабатывают свои собственные критерии аналитического и творческого взаимодействия с кино. Смотря фильмы, создавая кинопроекты, и делясь ими с людьми, они формируют подход к кино, при котором учатся анализировать, рефлексировать, вопрошать, сравнивать и интерпретировать. Дети и подростки учатся формулировать свое мнение о произведении, опираясь на его элементы и место в кинематографической культуре, и передавать свое личное эмоциональное впечатление.

Кинопедагогика развивает чувствительность к кино во всех его формах. Она может способствовать развитию жизненно важных навыков, способствующим тяге к непрерывному познанию и обучению в других направлениях культуры, таких как изобразительное искусство, литература, музыка. Формирующиеся благодаря кинообразованию черты характера как любопытство, эмпатия, устремленность, толерантность и радость, являются ключевыми для личного развития, гражданской ответственности и перспективам трудоустройства – эти области находятся за пределами прямой и формальной среды образования. Устремления, сформированные благодаря кинопедагогике, могут быть перенесены в целом в жизнь человека, так же, как и чувство достижения и удовольствия.

Более того, ряд общих культурных навыков, развитых на этом фоне, могут проявляться в любой сфере трудовой деятельности, и способствовать общему развитию личности. Речь идет о таких умениях и навыках, которые способствуют трудоспособности личности: работа в команде, коммуникативные навыки, навык принятия решений, включенность и заинтересованность, тайм менеджмент, креативность и навыки решения проблем, работа в сжатые сроки, умение принимать ответственность.

Быть частью кинокультуры и киносообщества, как и обсуждать особые социальные ценности, представленные в фильмах, ведет к развитию гражданской ответственности.

Онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс» реализует через свою платформу принципы кинопедагогики, предоставляя пользователям функционал просмотра с анализом, тестирования, вопросов и ответов, возможности для педагогов и родителей делать создавать группы участников – учащихся и детей, и создавать для них подборки фильмов, и как очно, так и дистанционно, смотреть и обсуждать кино и анимацию.

Источники:
      Наработки Фонда развития творчества «Жизнь и Дело»
      «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993
      Документ “A Framework For Film Education”, авторы Марк Рейд, Айан Уолл, Сара Дьюв, Карен Уиллиг (перевод Александра Школенко, Ирины Мызниковой)