МЫ | конкурс национальных видеороликов. Номинация «ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ РОЛИКИ», категория «ПРОФЕССИОНАЛЫ» Заявитель: Нателла Владимировна Джемакулова Регион: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск «Ныптгара» – фильм, рассказывающий об абазинском обряде – празднике первой борозды и завершения весенних полевых работ. Снят в 2021 году в рамках проекта «Традиции абазинской семьи – молодым хозяйкам» при поддержке Федерального агентства по делам молодежи, Международного объединения содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара» и Координационного женского совета абазинских аулов. Фильм представляет собой реконструкцию обряда «Ныптгара». В старину абазины для проведения весенних полевых работ создавали группы (артели). Каждый участник вносил то, что у него было в хозяйстве: кто плуг, кто борону, кто рабочий скот, кто просто рабочую силу. Каждая артель выбирала руководителя – «князь плуга» (кIватанахI). Перед выездом в поле «ныптгара» члены артели устраивали угощение. Хозяева резали овец, хозяйки готовили бузу (бахсыма), сладкие кушанья, и все это сносили в дом главы артели. Там и шел пир. Перед выходом на пахоту пекли обрядовый «пахотный хлеб» из пшенной муки (чвагьварамгьал). После пира артель направлялась на свой участок, строила шалаш для руководителя, для остальных, кухню. Шалаш руководителя ставили так, чтобы его можно было увидеть с любого конца участка. У входа водружали длинный шест с флагом артели. Этот флаг назывался «нып». Ему приписывали большое значение в успехе дела. Потерять его значило навлечь на участников артели беду. Поэтому выделяли сторожа, который охранял этот флаг, как зеницу ока. В то же время считалось проявлением удальства и удачей похитить чужой флаг. На весь период работы плуг считался неприкосновенным для тех, кто по возрасту еще не стал пахарем. В случае нарушения запрета, будь то случайное прикосновение или баловство, на виновника накладывали штраф. Родителей виновника извещали о случившемся, и те посылали пахарям выкуп – ягненка, ведро бузы, несколько кругов сыра. Если они в данный момент не могли прислать выкуп, то передавали через посланца, что семья ждет в гости всех членов артели сразу же после завершения работ. По окончании пахоты и сева все артели организованно возвращались в селение, где устраивали трехдневный праздник «ныпгIатагахра». Последний день праздника посвящали спортивным играм: скачкам, стрельбе, лазанию по канату или шесту. Фильм отражает все эти особенности народной традиции, наглядно показывая, как в прежние века шла организация полевых работ у абазин и какими обрядами, играми, праздниками они сопровождались.