Школьники 60-х годов и яркие образы педагогов

610

Урок 2. План-конспект урока «Школьная тема в «оттепельном» кинематографе.

Какими были школьники 60-х годов?» (I часть).


ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Тип урока: урок-лекция.

Методы: беседа, обсуждение.

Продолжительность: 1 урок (45 мин).

Возраст: 9–11 класс.


Цель

• Познакомить (обзорно) учащихся с художественными «оттепельными» фильмами на школьную тему.

• Определить особенности художественных «оттепельных» фильмов о школе.

• Вызвать интерес к героям-школьникам из 60-х годов и их проблемам.

Задачи

• Сформировать представление о своеобразии проблем, встающих перед героями-школьниками в художественных фильмах «оттепели».

• Развивать способность обобщать и систематизировать новый материал.

• Способствовать развитию коммуникационных навыков.

План урока

• «Школьная тема» в «оттепельном» кинематографе.

• Какими они были, школьники 60-х годов? Какие вопросы их волновали?

• В чем особенность «оттепельных» фильмов о школе?


ХОД УРОКА

Организационный момент – настройка учащихся на восприятие материала.

Вступительное слово учителя – ознакомление с темой урока. Погружение учащихся в атмосферу школьной жизни периода «оттепели», для чего учащимся предлагается ответить на несколько вопросов:

• Что вы знаете о школьной форме учеников 50–60 х годов?

• С вашей точки зрения для чего была нужна общая школьная форма?

• Как выдумаете «оттепельные» настроения повлияли на школу и школьную жизнь?

Ответы на первые два вопроса иллюстрируются слайдами из фильмов о школе.

Изучение нового материала. Работа над первым и вторым пунктами плана включает в себя лекционный материал учителя. Далее приводится текст лекции «Школьная тема в “оттепельном” кинематографе. Какими были школьники 60-х годов?», для удобства разбитый на 5 блоков.


Блок I. Отличительные особенности «оттепельных» картин на школьную тему

Фильмы «оттепели» на школьную тему можно условно разделить на два периода: ранней (1956–1963) и поздней «оттепели» (1964–1968), хотя, естественно кинокартины этих периодов определенным образом перекликаются между собой. «Оттепельные» фильмы со школьной тематикой должны были иллюстрировать основные тенденции политики, проводимой государством, в образовательной и социокультурной сферах, а именно показывать, что:

• советская система образования и воспитания реформируется,

• образовательно-воспитательный процесс может выходить за строгие рамки сталинских норм и правил (при сохранении прокоммунистической идеологии и жесткой атеистической направленности),

• между педагогами и учащимися возможны более свободные отношения, предполагающие в какой-то мере творческую составляющую;

• в рядах преподавательского состава может находиться «неидеальный» представитель образованной части интеллигенции.


Художественным фильмам первого «оттепельного» периода в большей степени были свойственны романтизация педагогического опыта революционной советской педагогики 1920-х гг., а также показ трогательных лирических историй, где, преодолевая мелкие проблемы и неурядицы, побеждал симбиоз хороших учителей и, пусть поначалу и оступившихся, но тоже хороших учеников. В фильмах второго периода «оттепели» всё чаще стали проявляться другие тенденции: с одной стороны разочарования, усталости, опустошенности со стороны педагогов, а с другой прагматичности, неискренности, равнодушия со стороны учеников.


В целом, эпоха «оттепели» в СССР довольно существенно изменила интерпретации школьной темы в кино. Характерной чертой «оттепели» было так называемое «возвращение к ленинским нормам жизни». В педагогике это означало, что из опыта 1920-х гг. в современную жизнь вошли отдельные элементы демократии в учебно-воспитательном процессе, пусть и скованная идеологией, но все-таки творческая свобода педагогов и учащихся. Как верно отмечали исследователи: кино о школе 1960-х отражало общий дух возрожденного утопизма.. Наиболее ярко это утверждение иллюстрируют фильмы «Республика ШКИД» (1966) и «Бей, барабан!» (1962). Оба фильма сняты о школе 1920-х гг.


Блок II. Персонажи и конфликты в школьных фильмах ранней «оттепели»

Первый из фильмов, относится к периоду «ранней оттепели» и представляет собой набор наивных и идеологически выверенных посылов о силе и правоте воззрений юных пионеров, организующих пионерскую ячейку, и о неправильном настрое представителей старорежимной гимназии (учитель математики и некоторые ученики класса, выходцы «из хороших семей»). Второй, напротив, искренне утверждает возможность продуктивного и творческого участия представителей дореволюционной интеллигенции (директор школы для беспризорников имени Достоевского Виктор Николаевич Сорокин по прозвищу Викниксор) в формировании новой советской школы и нового советского человека. Сергею Юрскому удалось создать образ обаятельнейшего идеалиста и утописта Викниксора. Викниксор считает каждого ребенка личностью, которая может творчески развиваться в условиях новой школы, не поступаясь при этом своей свободой и индивидуальностью. Он искренне надеется, что коллектив сможет перевоспитать его некоторых питомцев и открыть им дорогу в новую, счастливую жизнь.


Типичные конфликты и типичных героев фильмов начальной фазы «оттепели» прекрасно иллюстрирует еще один фильм «Мишка, Серега и я» (1961). Здесь параллельно разворачивается два конфликта. Первый – восьмиклассник Игорь связывается не «с теми людьми», и второй- молодой педагог не может сразу найти контакт со своими учениками-восьмиклассниками. К финалу все конфликты благополучно разрешаются: молодой классный руководитель завоевывает сердца школьников, а Игорь ступает на правильный путь.


В 1960-х уже далеко не во всех фильмах «выбивающийся из строя» персонаж должен был обязательно исправиться под воздействием наставников, коллектива и родителей. Например, в фильме «Друг мой, Колька!» (1961) есть мальчик, выбивающийся из коллектива детей – Колька Снегирев. Но теперь он не отщепенец и эгоист, а наоборот – яркая индивидуальность, художник, человек, который хочет истины, а не формы, сущего, а не мнимого. Он требует от жизни дыхания, а от людей – искренности. Его явно любят авторы и зрители. Коллектив хочет ему помочь, избавить от неприятностей – но уже без намерений изменить его, уравнять со всеми. Таким образом, «оттепель» выдавала желаемое за действительное. Правда при всем этом фильм не избежал идеализации, особенно в наивно-правильном финале, когда Колька, основатель ТОТРа (Тайного общества троечников), побеждал угнавших машину преступников, за что удостаивался благодарности милиции и признания одноклассников в виде жизнеутверждающей пионерской песни.


В этом фильме, возможно впервые, прежде однозначно положительный образ педагога предстает в виде конфликтующих персонажей: «оттепельного либерала» и махрового консерватора. При этом консерватором оказывается молодой педагог-воспитатель Лидия Михайловна. Ее образ, как и образ председателя совета пионерской дружины Валеры Новикова могли бы быть идеальными образами для советских фильмов предыдущих десятилетий, но в ленте «Друг мой, Колька!» они изображаются вовсе не лучшими представителями интеллигенции. Активист и отличник Валера – циничный доносчик, а педагог – карьеристка, ретроград и бездушный функционер.


Необходимо отметить, что после фильма «Друг мой, Колька!» такого рода либерально-консервативные педагогические конфликты стали показываться и в других фильмах, в частности в фильме «Доживем до понедельника» (1968).


Блок III. Тема школьной любви в картине «А если это любовь?»

Еще один яркий образ педагога, наверное, наиболее «жесткий» из всех «оттепельных» учителей, появился в другом фильме – «А если это любовь?». Сюжетная линия ленты связана с беспрецедентной ситуацией, возникшей в школе. В руки Марьи Павловны, строгой учительницы немецкого языка, попадает любовное послание, написанное десятиклассником Борисом своей однокласснице Ксении. Идеологически правильная Марья Павловна крайне обеспокоена: затронуты честь и незыблемые моральные устои советской школы. С «легкой» руки этой принципиальной учительницы отношения Ксении и Бори стали известны всем: их обсуждают и учительский коллектив, класс, родители и соседи влюбившихся школьников. Главный вопрос, который волнует общественность, стоящую на страже нравственных устоев, вступили, или нет несовершеннолетние старшеклассники в сексуальные отношения?


Сегодня конфликт картины Ю. Райзмана «А если это любовь?» кажется надуманным: десятиклассники назначали друг другу свидания. Но в 1961 году это казалось недопустимым. Проблема первой юношеской любви, не выдержавшей испытания обсуждением «общественности», грязным вмешательством взрослых, широко обсуждалась в тогдашней прессе. Фильм «А если это любовь?» в начале 1960-х имел огромный резонанс. Картина Райзмана революционным образом подняла не только тему возможной школьной любви, но и показала опасность грубого и некорректного поведения взрослых, которое способно нанести непоправимый урон психике подростков в период взросления. Тема любви поднималась и в других фильмах на школьную тему – «Дикая собака Динго (1962), «Звонят, откройте дверь» (1965), «Я вас любил…» (1967), «Доживем до понедельника» (1968). В этой теме в «оттепельном» кинематографе был совершен прорыв, впервые была допущена мысль о возможной любви между школьниками. Тема первой любви в «оттепельных» фильмах всегда связана с определенными страданиями, благодаря которым герой проводит огромную внутреннюю работу над собой и меняется, становясь более зрелым.


Блок IV. Размышления о советском государстве и обществе

Фильм «Доживем до понедельника» (1968), снятый на излете «оттепели» обозначил понимание авторами кризиса модели государства, спроецированного на модель советской школы. Учитель истории Мельников в драме «Доживем до понедельника» – своего рода «белая ворона», он находится в состоянии перманентной тоски. Главный педагогический оппонент Мельникова – учитель литературы Светлана Михайловна. Она не очень умна, дает предмет «от сих до сих», ханжа, всегда знает «как лучше» и четко функционирует в рамках системы, но, в отличие от подобных учительниц прошлых лет, в ней нет уже ни энергии, ни педагогического фанатизма. И она также погружена в одиночество и всё ту же усталость и опустошенность. Таким образом, фильм «Доживем до понедельника» четко уловил крушение «оттепельных» идеалов в среде советской интеллигенции, острее других ощущавшей суть грядущих политических и социокультурных тенденций в нашей стране. По сути, даже название фильма обозначило ход времени: после советского воскресенья, после советской «оттепели» настанет хмурый обыденный понедельник, и жизнь опять превратится в рутину.


Но все-таки главным «оттепельным» фильмом, имеющим отношение к школьной тематике, можно назвать комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен!» (1964). Этот фильм режиссер Э. Климов снял по сценарию С. Лунгина и И. Нусинова. Картина в иносказательной форме, с большим юмором отразила суть советского авторитарного государства, использовав в качестве мини-модели жизнь пионерского лагеря. Но самое главное, чем интересен этот фильм -авторам удалось уловить и передать двойственную природу самой «оттепели», которая обозначена уже в самом названии. В начальных кадрах фильма: надпись «Добро пожаловать» с сияющим солнышком украшает наглухо закрытые ворота лагеря. Посередине – глазок, в который выглядывает слово «или»; и внизу – «Посторонним вход воспрещен».


Все вместе-это суть всего происходящего в стране- и во внешней, и во внутренней политике. Благие намерения и устремления трансформируются в нелепые и странные формы, утрачивая свой первоначальный «правильный» смысл. Воплощением такой трансформации является директор пионерлагеря товарищ Дынин в гениальном исполнении Е. Евстигнеева. Он хочет, чтобы в пионерском лагере был порядок, но этот порядок построен жестком на регламентировании и даже муштре и интересы детей в расчет не принимаются. Он заботится о физическом состоянии детского контингента, но путем прироста веса и ограничения свободы движения. Стремится к укреплению здоровья детей, но купаться можно только по команде и на мелководье. Организует досуг детей, но кино можно смотреть без нежелательных эпизодов, а мероприятия проводить только в рамках утвержденных программ. И дети (как и все общество) вынуждены принимать эти правила и условия, находя в них лазейки и возможности для «нормальной» жизни.


Блок V. Подведение итогов лекции

В школьных «оттепельных» фильмах появилась не только новая проблематика, новый вид конфликта и новый тип героя, но и стал возможен несчастливый финал, показывающий, что не все трансформации приводят к перерождению в лучшее. В кинокартинах о подростках чаще всего фигурируют два вида трансформации героя: через борьбу (с лицемерием, бюрократизмом, конформизмом взрослого мира) и через влюбленность, любовное разочарование. Успешная трансформация молодого героя позволяла ему построить коммуникацию с миром, с социумом, но при этом сама необходимость трансформации начинает ставиться под сомнение, учитывая идеализацию «оттепельными» авторами таких подростковых качеств как бескомпромиссность, порывистость, искренность, неумение приспосабливаться. В фильмах «поздней оттепели» социум уже не кажется привлекательным мерилом, и коммуникация с ним может оказаться гибельной для неиспорченного, открытого миру подростка. Детство, юность становится состоянием, которое не хочется покидать, из которого не хочется вырастать.

 

После прослушанного материала учитель задает вопросы:

• Вам бы было интересно учиться в школе 60-х годов? Аргументируйте свой ответ.

• Какие из определений (написанных заранее на доске), на ваш взгляд, можно отнести к «оттепельным» фильмам о школе:

  1. черно-белые
  2. проблемные
  3. веселые
  4. наивные
  5. скучные
  6. идеологизированные
  7. актуальные


Завершающее слово учителя. На следующем занятии мы подробнее остановимся на героях, сюжетах, проблематике отдельных «оттепельных» фильмов о школе. Названия предложенных к просмотру фильмов были озвучены на предыдущем занятии. Но если кто-нибудь захочет посмотреть и другие фильмы на эту тему, то мы сможем обсудить и их.