Сразу несколько любимых многими поколениями мультфильмов отмечают 50-летний юбилей в этом году

780

Интервью для онлайн-кинотеатра Ноль Плюс


В Москве прошла первая в России «Фабрика мультфильмов» для взрослых - это новый формат образовательного события, совмещенного с высокотехнологичными развлечениями. Событие состоялось в Музее Москвы, где были представлены павильоны различных анимационных технологий, программы лекций в формате TED-talks, а также встречи с продюсерами крупнейших индустриальных студий. Борис Машковцев стоял у основания проекта «Фиксики», много лет работал исполнительным продюсером студии «Аэроплан» и в 2017 году стал директором «Союзмультфильма». Кроме этого, он преподает во ВГИКе и является руководителем продюсерской мастерской. Наш корреспондент Юлия Сергеева побывала на лекции директора «Союзмультфильма» Бориса Машковцева и задала ему несколько вопросов о работе студии, о новых творческих планах и о том, что входит в основные задачи генерального продюсера крупной анимационной студии.



Борис, расскажите, каким образом, люди приходят в профессию продюсера?

Все по-разному. Но у меня редкий случай, в том смысле, что я заканчивал профильный ВУЗ, факультет продюсирования. В то время, когда я учился во ВГИКе, профессии продюсера анимационного кино не существовало, потому как коммерческого анимационного кино в стране не было. Анимация была короткометражной и авторской. То есть, по факту мои навыки были востребованы, однако не в той мере, в которой хотелось бы. В 2005 году в России появились первые сериалы, но из-за отсутствия грамотного продюсирования многие проекты разваливались.


Как это? Почему так происходило?

Как бы это странно не звучало, но создатели теряли свои же базы данных, запутывались в персонажах, зачастую переписывали сценарии уже на монтаже и требовали от аниматоров дублей, как в игровом кино. В общем, «чудес» хватало. Соответственно, проекты разорялись. В лучшем случае, сериал застревал где-то на середине, и вся творческая группа как цирк «Шапито» переходила на другую работу, где происходило примерно то же самое. Однако, в начале 2000-х появились «Лунтик» и «Смешарики», а с ними и понимание, что коммерческое анимационное кино все-таки может быть.


Как вы пришли на студию «Союзмультфильм»?

В 2006 году, благодаря знакомству с Георгием Васильевым, я пришел на студию «Аэроплан» и подключился к проекту «Фиксики». Это был, пожалуй, самый романтичный период в коммерческой анимации - мы набирались опыта у зарубежных коллег, учились на собственных ошибках. В то же время бурный рост коммерческой анимации привел и к возрождению легендарного «Союзмультфильма», который олицетворял собой советский кинематограф, и с конца 90х годов пребывал в состоянии «спящей красавицы». В 2017 году на студии появилась председатель правления Юлиана Слащева, следом пришел я и еще несколько менеджеров. Стоит отметить, что на момент нашего прихода в штатном расписании «Союзмультфильма» числись, в основном, менеджеры и всего лишь пара художников. Стало понятно, что при такой схеме ничего не работает. Студия - это конвейер и в случае с анимацией довольно специфичный. Поэтому найти продюсера для анимационного кино – задача очень нетривиальная. Это должен быть, своего рода, талант.


И получается, у Вас он есть. А, что конкретно входит в задачу генерального продюсера студии? Кстати, единственной в стране государственной анимационной студии. 

Надо сказать, что в основном, конечно студии существуют исключительно в условиях рыночной экономики, и «Союзмультфильм» в этом смысле – отдельная планета. Когда мы думали вступить с одной из студий в ко-продукцию, то потратили массу усилий, чтобы этот механизм запустить. Потому что между условиями существования нашей студии, и условиями функционирования других компаний - большая пропасть! И тогда я понял, что продюсер – это тот человек, который, образно говоря, работает между миром идеалов и миром реальности, которая находится за пределами студии.


То есть, посредник?

Да. Переводчик, редуктор, как угодно называйте. Моя задача - соединить два мира идеальный и реальный и следить, чтобы они не разрушили друг друга. Да, мы работаем с идеями, но от экономических или попросту физических условий никуда не деться. При этом, творческий коллектив не должен быть озадачен вопросами оборудования или своевременной оплаты труда – организовать этот процесс должен продюсер. «Союзмультфильм» до сих пор считается государственной студией, но в современном мире жить в одиночку невозможно, поэтому мы ищем совместные проекты, играем на рынке по тем же правилам, что и другие студии. Мы всегда находимся на какой-то грани окупаемости, потому что анимационное кино делается очень долго. Не очень сложный игровой фильм можно сделать за год. А анимационное кино такого же хронометража, года за три.


В чем Ваши преимущества?

Начнем с того, что «Союзмультфильм» - единственная студия, которая обладает уникальной коллекцией советских фильмов. У нас в активе порядка полутора тысяч картин.


Помогает ли это студии?

На данном этапе да, однако, мы создаем и новые проекты, которые, как мы думаем, завоюют зрительскую любовь в ближайшие годы. Студия ни в коем случае не хочет превратиться в музей самой себя, и именно поэтому «Союзмультфильм» сейчас активно развивается, в том числе, давая новую жизнь персонажам советской эпохи. При этом, сейчас у нас в производстве на разных стадиях – 8 сериальных проектов, один полный метр, около десятка короткометражных фильмов в авторском блоке. Еще несколько фильмов находятся в девелопменте.


Знаю, что многих наших читателей интересует судьба старых советских брендов. Вы планируете перезапуск "Котенка по имени Гав", "Попугая Кеши", "Простоквашино"? Как их судьба будет развиваться?

В последние годы у нашего зрителя сформировалась своего рода аллергия на ремейки и продолжения. И это во многом справедливо, поскольку все мы были свидетелями не совсем удачных опытов. Однако так бывает не всегда, и если к перезапуску отнестись как к совершенно новому проекту, то это прекрасная возможность раскрыть новые грани уже известных персонажей. В случае с «Простоквашино», креативными продюсерами которого выступили Алена Оятьева и Елена Чернова, была сделана ставка на сильную озвучку. Нам необходимо было найти голоса с ярким личностным началом. Мы рискнули и взяли людей известных, но без опыта работы в анимационном кино – Ивана Охлобыстина, Гарика Сукачева, Антона Табакова. В этом году к команде присоединилась актриса Татьяна Васильева.


В итоге, как мне кажется, у Вас все получилось?

Да, вполне! Конечно, в начале было много ожидаемой критики, в основном от взрослых, однако сейчас постоянная аудитория фильма – смешанная, детско-родительская. Таким образом, мы получили эффект семейного сериала, усложнив задачу сценаристам, которым нужно теперь вписывать и детскую, и взрослую сюжетные линии.


Чем сейчас занимается студия?

Сейчас мы запустили линейку двухмерных проектов, которые на данный момент очень востребованы телеканалами. Есть много трехмерных мультсериалов, при этом, необходимо, чтобы контент чередовался. И наши двухмерные проекты идеально встроились в современное ТВ. С другой стороны, была опасность, что если мы будем насыщать своими проектами одну и ту же аудиторию, то со временем ее пресытим. Поэтому мы поделили свои двухмерные сериалы по категориям. С шагом в 2 года у детей меняются вкусы, сложность языка, который они способны воспринимать. То есть, каждые 2 года «Союзмультфильм» может предлагать юному зрителю новый проект. В итоге, у нас есть сериалы для двухлеток, на возраст 4 и 6, 6-8 лет. Помимо этого, мы также запустили экспериментальные фильмы для 8-10 лет. Дальше интересно наблюдать, какие проекты работают хуже, какие – лучше. Проект «Простоквашино» работает отлично. 


А какая самая популярная тематическая ниша в анимационном кино?

Наиболее востребованы мультфильмы, рассчитанные на возраст 4-6 лет. Здесь можно рассказывать о том, как себя вести с друзьями, родителями, сверстниками. Прекрасное поле, чтобы создавать контент про социализацию, детскую психологию. Дети любят смотреть на игровые модели. Но тут есть одна сложность. На Западе это называется СНП - стандарты детской безопасности, которые мы, как создатели, должны строго соблюдать. Взрослые не очень вникают в то, что смотрит их ребенок, а оценивают фильм с позиции «опасно-безопасно», «полезно-бесполезно». Считается, что если показать несколько раз неправильный пример - ребенок будет это повторять.


Понятно. А что насчет ко-продукции? Вы вступаете в нее с западными производителями?

Сейчас мы работаем в ко-продукции с французской студией CYBER GROUP. Прекрасная компания, с очень хорошей экспертизой и опытом работы на европейском рынке. Коллеги не вмешиваются в производство, но их редактор должен отслеживать, чтобы все сюжетные линии соответствовали стандартам безопасности. Мы потратили год, чтобы исправить все огрехи в сценариях фильмов, которые делаем в совместном производстве. Потому что то, что мы делаем с ними вместе, они хотят продавать и в другие страны.


Ну и в завершении, расскажите о ближайших интересных планах «Союзмультфильма»? Чем порадуете зрителя, наше младшее поколение и, возможно, их родителей?

Сразу несколько любимых многими поколениями мультфильмов отмечают 50-летний юбилей в этом году. Поэтому в «Союзмультфильме» решили сделать сюрприз взрослым и детям к круглой дате. Юбиляры этого года - мультфильмы «Ну, погоди!», «Крокодил Гена», «Умка», «Бременские музыканты», «Винни Пух». Герои эти легендарных лент возвращаются к зрителю в рамках различных мероприятий и новых фильмов. Под каждого юбиляра мы делаем отдельный проект. Так, например, сейчас «Союзмультфильм» запускает в разработку новый цикл "Ну, погоди!" – 26 новых серий. Новый эпизод мультфильма можно будет увидеть летом 2020 года.


Беседовала Юлия Сергеева