Новая сказка нового поколения

590

Больше 50 лет назад родилась трагикомедия Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка», где в роли проворного солдата снимался Олег Даль, а капризной и влюбленной в него принцессы – Марина Неелова. Советская сказка объединила сразу три истории датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Режиссер и композитор Анджей Петрас снимает фильм только по одной его сказке – «Огниво», и это будет совершенно новое прочтение классики. Главную роль – солдата Ганса – в фильме исполнит актер Алексей Демидов. Отрицательные персонажи: Обер-полицмейстер – Антон Адасинский, Ведьма – Ольга Лапшина. В роли короля появится петербургский артист Сергей Барковский, королеву исполнит Юлия Ауг, принцессу – Полина Войченко, а одну из главных ролей Маленького Ганса сыграет юный артист Степан Степаков. Наш корреспондент поговорила с создателями фильма - режиссером и продюсером - и выяснила, как родилась идея новой музыкальной сказки, как трансформировался сюжет, где (в каких локациях) идут съемки и что получится на выходе? 



Больше 50 лет назад в этом же павильоне киностудии, где снимаете Вы, родилась трагикомедия Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка». Будут ли у Вас какие-то отсылки, ремарки к советской классике?

Анастасия Разлогова (продюсер) Мы создаем музыкальное кино – жанр, который был очень популярен в Советском Союзе, а сейчас уже практически забыт. Многие представители старшего поколения еще помнят, к счастью, эти фильмы. И, надеюсь, поведут своих детей на показ. Из общего со «Старой, старой сказкой», пожалуй, два момента: во-первых, несколько эпизодов фильма мы действительно снимаем в том же Павильоне №1 на Ленфильме, где снимала Надежда Кошеверова, а во-вторых, у нас в картине тоже будет кукольный театр марионеток. Но использовать его мы будем иначе, чем в советском варианте. Кроме того, мы снимаем не только в павильонах, у нас будет много красивой необычной натуры, со специально выстроенными декорациями. К примеру, в небольшом городке «Андерсенград" в Ленинградской области, (прим. авт. - настоящий сказочный город в г. Сосновый Бор, стилизованный под западноевропейскую средневековую архитектуру), мы построим наш собственный сказочный город, в котором будут разворачиваться важные события фильма.

Анджей Петрас (режиссер) Кстати, в этом же городе снимался фильм Л. Нечаева «Звездный мальчик». Но они его использовали практически в чистом виде. А мы же достроим его и создадим новую сказочную реальность. Кроме того, мы будем много работать с миниатюрами и комбинированными съемками, будет построен макет сказочного города, в котором будут воссозданы наши реальные локации и волшебный замок.

А.Р. Кстати, сцену встречи Ведьмы и Солдата мы тоже сняли в Ленинградской области, на острове Верхолаз. Плыли туда, на лодках, к настоящей башне, возвышающейся на горе, вокруг которой мы достроили нашу сказочную декорацию…  


Визуально Ваша сказка будет очень зрелищной?

А.П. Да. Это должно быть не только красиво и сказочно, это должно быть целостно и необычно. Мы построим свой мир. Мир, который существует в голове у сказочника Маленького Ганса. Его мир немного непропорциональный, непонятный, возможно, для взрослого. Понимание того, что это придуманный мир малыша будет происходить из развития сюжета.


Перед тем, как начать снимать этот жанр, вы изучали мнение современных детей, школьников? Нужны ли им сказки, хотят ли они их смотреть?

А.П. В первую очередь, я прислушиваюсь только к своему «внутреннему ребенку». И пытаюсь сделать так, чтобы понравилось, в первую очередь, мне. Изучать мнение кого-то – сложно. Пытаться «влезть в шкуру» некоего современного подростка невозможно. Тот, кто идет этим путем, он заигрывается и начинает делать заведомо устаревшую ерунду. Надо ориентироваться на свои ощущения. Я не знаю, получится ли у нас настоящая детская сказка, но я на это очень надеюсь.

А.Р. На мой взгляд, отсутствие детского кино на российских экранах не дает проявиться той аудитории, которая, возможно, и хотела бы его смотреть и пошла бы всей семьей в кинотеатры. Необходимо повышать доверие зрителей к отечественным детским фильмам. А как это возможно сделать? Только делая хорошее кино. Ну, и, конечно, надеется на поддержку прокатчика, для которого ставить детское кино — это всегда риск….


То есть, Вы готовите некий прорыв в этой нише?

А.Р. Да, это уникальная история. Хотя бы потому, что у нас 17 оригинальных песен. Мы не опираемся на современную эстраду. 17 песен для 90 минутной картины – это очень много, музыка звучит почти не переставая. Кроме того, мы совмещаем разные аудиовизуальные формы, используем элементы анимации, снимаем кукол марионеток, волшебные собаки у нас тоже куклы, и они тоже поют и танцуют, ведь у нас музыкальный фильм. Но, мы не используем компьютерную графику для создания образов, все волшебство создается вручную, а графика и элементы анимации призваны объединить два мира в один целостный сказочный образ. И для этого у нас сформирована очень сильная творческая команда - кукол и макет сказочного города создает уникальный мастер, Художник-кукольник Виктор Антонов, неоднократный номинант и лауреат «Золотой Маски», а визуальными эффектами займется компания SCANDINAVA, которая блестяще себя зарекомендовала в работе с миниатюрами в проекте «28 Панфиловцев». Хореографию поставит великолепный Антон Адасинский – танцор, актер и музыкант, основатель Театра современного танца DEREVO. 


Расскажите, с чего вообще началась идея создания такого фильма?

А.П. Сначала я написал музыку для кукольной постановки к юбилею Ярославского Государственного театра кукол. И, посмотрев, насколько хорошо и тепло дети реагируют на нее, я решил делать на основе этого материала фильм. Адаптировал пьесу А. Стависского «Огниво», дописал еще несколько песен и получился киносценарий. Изначально пьеса была рассчитана совсем на малышей, а я довольно сильно изменил сюжет, наполнил глубиной уже существующие линии.


На кого, в итоге, рассчитан Ваш фильм?

А.П. Фильм рассчитан на детей и их родителей, дедушек и бабушек. На тех, кто воспринимает мир с широко открытыми глазами. Заявленный возрастной рейтинг фильма 6+.


Кстати, сама сказка Андерсена - она довольно страшная и совсем не детская. Почему решились именно ее ставить для детей? В чем ее достоинства? Чему дети могут научиться из этой сказки?

А.П. Если перечитать оригинальную сказку Андерсена, вряд ли можно научиться чему-то хорошему. Андерсен, как любой нормальный автор, решает только свои внутренние проблемы, передает свои ощущения и не думает, как это будет восприниматься: писал, как Бог на душу положит. У нас же сказка Андерсена номинально сохранена: есть все реперные точки, свойственные сюжету «Огниво». Но суть ее – другая. Начнем с того, что всех персонажей этой истории я постарался сделать довольно глубокими. У нас не будет картонного солдата, который просто «солдат». Он идет с войны и, соответственно, его работа – убивать людей. Понятно, мы не педалируем эту тему в детской истории. Но я, выбирая актеров на роли, очень точно рассказывал им, кто они такие, зачем они в этом мире находятся и, как они должны преобразоваться к концу повествования.


То есть, это вполне актуальная человеческая история?

А.П. Я считаю, что это общечеловеческая история. Мы сознательно стараемся уходить от таких вещей, как актуальный юмор, политические аллюзии или что-то еще.

А.Р. Да, главная мысль сказки - в том, что каждый сам строит свою судьбу. Что выбирает, то и получает. У нас положительные герои выбирают положительный путь. Отрицательные – отрицательный. И благодаря этому, каждый обретает свои обстоятельства, формирует свой характер.

А.П. Я стараюсь, чтобы у нас не было чисто положительных героев и чисто отрицательных героев. Несмотря на то, что это – детская сказка, все персонажи у нас объемные. И, как в жизни, не бывает черного и белого: все очень смешано. Важно в нашем фильме то, что да – каждый делает свой выбор. И это поучительно. 


Анджей, Вы одновременно и режиссер – постановщик и композитор. Был ли у вас до этого опыт режиссера-постановщика или это дебют?

А.П. Если говорить о кинопрокатном полном метре, то да, дебют. У меня есть режиссерские работы для телевидения, телефильмы и сериалы, я пишу музыку для кино и театра, есть престижные международные призы за оригинальную музыку к фильмам. Есть и авторская картина, короткий метр «День десантника» тоже сказка, но для взрослых, получившая приз «Серебряные очки» на Якутском кинофестивале и другие награды.


Одного из главных героев Обер-полицмейстера играет замечательный актер Антон Адасинский (кстати, он стал и хореографом картины). Расскажите подробнее о его персонаже. Почему – один из главных героев – отрицательный, а не положительный персонаж?

А.П. У нас нет главных и не главных персонажей. Героев не так уж и много. И каждый, в общем-то, главный. Все герои завязаны между собой. Персонаж Обер-полицмейстера преследует свои цели, он управляет государством через Короля и Королеву и заставляет их плясать под собственную дудку, под свою волшебную машину, так называемый Волшебный карильон. Эту машину приводит в действие единственный друг персонажа - поросёнок.

А.Р. Да, он тайно управляет королевством, тайно мечтает жениться на принцессе. Он - главный антагонист солдата Ганса, главный отрицательный персонаж. Впрочем, как и Ведьма – она тоже важный отрицательный персонаж. Весь фильм она гоняется за Солдатом и пытается помешать ему, хочет отнять свое Огниво. В отличие от Андерсена, мы оставляем ведьму в живых, не рубим ей голову.



По жанру – это мюзикл. Как вы собираетесь интегрировать музыкальные номера в сюжет? На какие известные (возможно, европейские мюзиклы) вы ровнялись?

А.П. Это не мюзикл по жанру, это музыкальный фильм, скорее в советской и европейской традиции музыкального кино. Музыкальные номера не являются отдельными и самодостаточными, все они максимально интегрированы в повествование. То есть, персонаж то разговаривает, то поет. Я принципиально настаивал на том, чтобы актеры пели сами. Музыки, вообще, в фильме будет не мало - в том числе, и за кадром. Так что, переход от песни к песне будет практически незаметен.


То есть, это один из козырей, которым вы будете удивлять зрителя?

А.П. Не уверен, что удивлять. Все-таки, удивление – это, скорее, аттракцион. Я хочу вовлечь зрителя в нашу историю. Я, допустим, не согласен с утверждением, что нынешний маленький зритель он очень искушенный, смотрит много разного контента в ютубе, его сложно увлечь. Я хожу на детские спектакли и вижу их реакцию. Дети, принципиально, не изменились. Они умеют и хотят радоваться. Если ты захватил их внимание действием, музыкой или чем-то еще, то они - твои до конца повествования. Главное - умело, талантливо и искренне рассказывать историю. 


В любом случае, дети – это хорошая «лакмусовая бумажка» на качество контента. Их не проведешь!

А.П. Да, просто аттракцион, без смысла, им будет не интересен. Но, в любом случае, у нас не просто авторская, статичная история, когда камера долго и уныло ведет героя под печальную музыку. Действие динамичное, информативное и местами очень масштабное. Много параллельного монтажа, перепрыгивания из одного мира в другой. Из кукольного мира в настоящий. Из музыки - в танец. В каждом кадре есть визуальные находки. Несмотря на то, что бюджет картины – скромный, стараемся, чтобы каждый кадр был произведением искусства.


Расскажите немного о внутренней производственной кухне: с какими сложностями столкнулись во время съемочного процесса?

А.Р. Конечно, сейчас в кино не привыкли уделять внимание деталям. Многое приходится с трудом реализовывать, находить и создавать какие-то мелочи, которые нам в кадре важны. Но мы с Анджеем подобрали команду, которая отвечает нашим запросам. Видит все детали, придает значением мелочам, понимает, что мы работаем над сказкой и там должно быть все идеально и отвечать общей концепции. Это сложно. Это требует больше временных и творческих затрат.

А.П. Но, тем не менее, мы ничем особо не поступаемся, стараемся все сделать максимально хорошо и так, как хочется. Используем рационально бюджет. Но, конечно, не хватает времени на репетиции песен и танцев. По-хорошему, чтобы все «отскакивало от зубов», надо репетировать полгода. Поэтому сам съемочный процесс идет не так быстро, как хотелось бы.


Тем не менее, вы справляетесь за счет профессиональной слаженный команды, хорошего творческого человеческого ресурса?

А.П. Я бы сказал, - не просто за счет хорошей слаженной команды, а за счет маниакального упорства этой профессиональной команды. Где-то даже - на грани безумия.


Когда ждать выход сказки на большие экраны? Рассчитываете ли Вы на зрительский успех?

А.Р. Весной следующего года заканчиваем съемочный период. Производство планируем завершить в ноябре 2020 года. У нас есть обязательства по срокам сдачи фильма перед Министерством культуры, мы получили субсидию в 2018 году, которая частично покрывает расходы. Сложно найти инвестиции в детское кино, мы и сейчас находимся в поисках партнеров и открыты к сотрудничеству с теми, кому, как и нам, небезразлична судьба хорошего детского кино. Отрадно, что Минкульт и Фонд кино взял курс на поддержку детских фильмов. Думаю, через пару лет будет много детского кино и есть надежда, что оно будет качественным и востребованным.


Но пока Вы идете как новаторы?

А.Р. Скорее, да. Постараемся задать правильную тенденцию. Будем прорываться через все трудности. Надеюсь, юные зрители и их родители нас поддержат!


Беседовала Юлия Сергеева