В школах необходимы киноуроки!

797

Алексей Покровский: «Считаю, что нам всем необходимо воспитывать

не только потребителей контента, но и его ценителей»


Сегодня много говорится о демографическом кризисе, семейных ценностях, поддержке семьи, но порой мы забываем о том, что, помимо экономических мер, важно помнить - какое поколение мы растим, какие цели и ценности им прививаем. Сейчас есть колоссальный запрос на отечественные фильмы, качественные, красивые, с ориентировкой на созидательные ценности, с глубоким нравственным началом. Дети в таких фильмах могут находить ответы на свои вопросы, ориентиры для счастливой жизни. В связи с этим, киностудия «Союзмультфильм» учредила Ассоциацию по развитию детского и молодёжного кино. Это профессиональный орган, президентом которого стал Алексей Покровский. Ассоциация занимается развитием и поддержкой этого сегмента индустрии. Наш корреспондент поговорила с Алексеем Покровским о стоянии детской киноиндустрии в стране, о том, какие условия нужны для создания качественного кино для детей и юношества и, какие изменения планируются в этом сегменте индустрии в ближайшие годы? 



Алексей, хотим поговорить о детском и подростковом контенте. Понятно, что дети наше будущее и все, что закладываем в них мы, взрослые, с детства, то и получаем в перспективе. Но с появлением интернета, со свободой доступа, дети стали потреблять не только то, что им предлагают, но и то, что хотят сами смотреть. И не всегда это контент хорошего качества. Как решить эту проблему?

Учитывая современные реалии и медиа активность, то не проблему нужно решать, а создавать специальные условия и контент, который будет интересен детям. Я не вижу в этом проблемы совсем, а наоборот, считаю это помощью, в том числе и для родителей, и для учителей, и для самих детей, для их развития. Наша задача им помочь разобраться в этом медиа пространстве и научить или подсказать, как с ним работать. 


Может, впору задуматься о создании списка картин для обязательного просмотра, чтобы развивать у детей эстетическое чутьё? Как должен выглядеть этот список?

Да, безусловно, такие списки могут быть полезны, и наша Ассоциация детского и молодежного кино и киностудия им. Горького и «Союзмультфильм» могли бы принять участие в работе над созданием таких списков. Считаю, что нам всем необходимо воспитывать не только потребителей, но и ценителей. Я имею ввиду, что необходимо, например, в школах вводить киноуроки на уровне уроков по литературе, где детям рассказывали бы, как смотреть кино, на что обращать внимание, рассказывать о смысле жанра или сюжета, об игре актеров. В общем, говорить о кино. И таким образом, мы сможем развивать у ребят внимательность, сочувствие, чувствительность, кругозор и много полезных навыков. Темы фильмов и подборка должна соответствовать возрасту детей.


Как вообще сейчас складывается ситуация с индустрией детского кино и анимации в России? Есть ли уникальность и культурный код, почерк детского кино в России?

Если брать анимационную отрасль, то к ней становиться все меньше вопросов. Все это – благодаря блоку решений и поддержке государства. Ну и, конечно, благодаря качеству отечественной анимации, которая всегда была на самом высоком уровне и котировалась в мире. Даже сейчас наши мультфильмы очень любят во всем мире, чему свидетельствуют большие просмотры в интернете и кинотеатрах. И, конечно, за годы сформировался уникальный и культурный код российской анимации. И многие наши мультфильмы входят в золотую коллекцию мировой мультипликации. Да, существуют некоторые вопросы по количеству выпущенных минут анимации, ее недостаточно, чтобы конкурировать с лидерами отрасли. Уверен, что со временем и этот вопрос решится. Если сравнивать анимацию и фильмы для детей, то в определенный момент его развитие остановилось и тот уникальный код, который был создан в советский период, нашими сказками, научно-популярами фильмами, сегодня не прослеживается. Но, тем не менее, сейчас есть уникальная возможность построить и написать новую историю детского молодежного кино. Важными шагами для этого стало решение о восстановлении киностудии им. Горького, создание Ассоциации детского и молодёжного кино и решение о поддержке отрасли на уровне государства.


В чем особенность сегодняшнего зрителя (потребителя контента)? Можно ли его воспитывать, менять? Если да, то как? И как вы чувствуете вкусы (тренды) современного зрителя?

Большой разницы нет. Дети всегда останутся детьми. Единственная разница только в том, что у нынешнего поколения есть больше возможностей этот самый контент получать. Интернет, телефон и другие гаджеты. Как я уже говорил, что работать с новыми возможностями можно, рассказывая, как с ними существовать и их использовать. С помощью сетей детям и молодому поколению можно рассказывать и подсказывать, как можно решить те вопросы, с которыми они сталкиваются, по-другому давать информацию, образовательный и научный контент. Чтобы понять вкусы и новые тренды, нужно общаться с теми, кто эти тренды создает, то есть с детьми и подростками. И тогда достаточно легко понять их потребности, что необходимо и как создать тот контент, которым они заинтересуются.


Что в Вашем понимании «позитивный контент» для детей и юношества в наше время?

Тут ответить можно просто и коротко. Это тот контент, который учит, развивает, подсказывает и развлекает ребенка. Иногда даже одновременно, без агрессии и злости. Можно объяснить ребенку даже «взрослые» вопросы языком анимации или кино, основанных на добре и любви. 



На студии Горького, с приходом нового руководства, началась смелая реорганизация, поиски путей выхода из финансового кризиса. С чего начали? И как сейчас складывается ситуация, что уже изменилось в лучшую сторону? Какие проекты будут запущены в ближайшем будущем?

С приходом новой команды на студию изменился, в первую очередь, подход к организации бизнес-процессов и организации работы самой студии. Это позволяет более эффективно работать и развиваться. Совсем недавно Советом директоров была принята новая стратегия Киностудии им. Горького. Вместе со стратегией была разработана новая долгосрочная программа развития. Эти два документа станут основополагающими для Киностудии в ближайшие 7 лет.


Как, с вашей точки зрения, сейчас обстоят дела с отечественным кинематографом? Имеет ли право на жизнь само понятие «современное русское кино», как явление, сформировавшееся и известное в мире?

Последний год для отечественного кинематографа был успешен и думаю, что его можно занести в зачет. Уверен, что, имея такие результаты, все будут на них ориентироваться и стремиться к лучшим, что даст развитие отрасли в целом. Думаю, что русское кино себя еще ищет. Но предпосылки уже есть. 


Есть ли вообще условия для создания детского и семейного кино в России? Как вы считаете, хватает ли специалистов (хороших сценаристов и режиссеров) детского кино?

Если говорить с технической точки зрения, то условия создания фильмов любого жанра у нас в стране есть. Если говорить о специалистах, то, безусловно, профессионалы в стране есть, но их мало. А те, кто готов и снимает кино для детей, таких еще меньше. Конечно, одна из важных задач – это создание всех условий, чтобы такие специалисты появлялись. Вопрос мы обсуждали с Владимиром Малышевым ректором ВГИКа. По итогам встречи решили сформировать совместный Совет по развитию и запускам дебютного кино, в состав которого войдут ведущие специалисты киноотрасли, как со стороны ВГИКа, так и студий «Союзмультфильм» и киностудии Горького.


Какие составляющие необходимы для того, чтобы снять хорошее кино для детей?

Хорошая идея, профессионалы, бюджет, позволяющий это кино снять, полная самоотдача, погружение в организацию всех процессов, ответственность, профессионализм, любовь к детям и делу, которое ты делаешь.


Вы задумали делать киношколу для детей на базе студии. Чем вызвана такая идея? От кого был запрос (сверху, снизу)? Кто там будет преподавать? Будет ли она бесплатной, как раньше была школа анимации на базе ВГИКа? В каком режиме будет существовать, с какой периодичностью будут занятия?

Уверен, что это правильное решение, чтобы у самой легендарной и большой киностудии в стране заработала детская киношкола. К вопросу о педагогическом составе мы будем подходить максимально ответственно, и приглашать только профессионалов киноидустрии и профессионалов в кинопедагогике. Сейчас уже продумываются множество направлений в рамках киношколы, в том числе, и бесплатные мастер-классы, и программы просмотров фильмов киностудии. Но основная ее часть будет построена на коммерческих условиях. Это позволит нам обеспечить наших учеников необходимым современным оборудованием и пространством, приглашать профессионалов, иметь возможность снимать в различных локациях по всей стране.  


Беседовала Юлия Сергеева