Главное в анимации – смысловая составляющая

828

Илья Попов: «Диктат со стороны телеканалов ушел на второй план.

Студии, авторские коллективы делают то, во что сами верят,

и несут те смыслы, которые хотят»


Пожалуй, самый известный русский мультсериал «Смешарики» стал символом становления в России индустриальной анимации. На данный момент «Смешарики» присутствуют в более чем 90 странах мира. Илья Попов стоял у истоков создания сериала. И занимался он больше не содержательной частью, а правильной упаковкой и дальнейшей коммерциализацией проекта. Для этих целей он создал анимационный холдинг «Рики», который возглавляет и развивает по сей день. Сейчас Группа Компаний «Рики» владеет брендами «Смешарики», «ПинКод», «Малышарики», «Тима и Тома», «Фиксики». Наш корреспондент встретилась и поговорила с Ильей Поповым о том, какие проекты интересно выбирать «Рики» для дальнейшего развития и продвижения? Что делает анимационный проект успешным и заметным на рынке? Что является фирменным стилем и визитной карточкой самой компании? Ну, и, конечно, по традиции поговорили о том, как изменился современный зритель, потребитель контента за последние годы.



Илья, хотим поговорить о том, что важно в анимации для детей, на чем делать акцент, прежде всего: на цвете, на образовательной функции, на эмоциональном интеллекте? На чем вы делаете акцент в своей продукции?

Если пытаться выделить что-то главное, то это смысловая составляющая. Просто движущиеся картинки, анимация, которая не несет в себе содержательной нагрузки, нам не интересна. Да и представить, что подобный проект станет успешным, маловероятно. Конечно, функции развлечения и юмора могут стать таким смыслом, но этого недостаточно. В целом, всё то, что относится к такому модному слову как «эдьютейнмент» и есть наш фирменный стиль. Отсюда и развивающая драматургия «Смешариков», «Фиксиков», а также других наших проектов. Все, что мы создаем, построено на обучении в формате развлечения.


Как изменился современный молодой зритель с учетом времени? С той тотальной свободой доступа к контенту, которую дает ему сейчас интернет?

Во-первых, это данность и ее нужно принять. Раньше были ограничения коммуникации с ребенком и для ребенка. Можно было говорить об управляемом информационном потоке. Сейчас, благодаря YouTube, разнообразие контента значительно расширилось. Это прекрасно, есть возможность выбрать для ребенка любой проект и на нем сосредоточиться. И тут роль родителей выходит на первый план.


А для Вас, как производителей, усложнилась ситуация с учетом этой свободы информационного потока?

Наоборот, сделала нашу работу более интересной, многогранной и насыщенной. Диктат со стороны телеканалов ушел на второй план. Студии, авторские коллективы делают то, во что сами верят, и несут те смыслы, которые хотят. Насколько успешно это откликается в сердцах детей и их родителей – сложно предсказать.


Как считаете, сложнее все-таки стало удивлять публику искушенную, избалованную огромным количеством информации в сети?

Не сложнее точно. Да, нужно находить какие-то новые формы подачи. Огромное количество авторов, которые были неформатными для телеканалов, сейчас смело предлагают свои идеи и реализуют их совместно с продюсерами. Сложность заключается в организации процесса, поиска таких авторов и упрощения им поиска таких компаний, как наша, чтобы они могли приходить со своими безумными идеями.



А Вы открыты к общению с любыми авторами и, действительно, Вам можно принести любую, как Вы говорите, «безумную» идею?

Да, открыты и намеренно двигаемся в эту сторону. Мы успешно реализовывали опыт пакетной разработки проектов. Сейчас запускаем вторую волну «отсева» таких проектов на уровне задания, некоего брифа для авторов. У нас накопился пул сериалов для малышей и сейчас нам интересны проекты для подростков и даже взрослых. В российской анимации их остро не хватает.


А вам интересны проекты исторической патриотической направленности?

Нет, это не наша тема. Перед нами не стоит задача прославлять великое историческое прошлое страны, а также ее настоящее. Мы хотим создавать проекты вне времени, опирающиеся на общие человеческие ценности. Конечно, мы учитываем общий российский культурный код и несем его во все наши проекты. Наверное, в этом и заключается наша патриотическая задача – делать яркие проекты, которые оказываются успешными в России и мире.


Ну да, представлять Россию за рубежом, укреплять ее внешние контакты – это тоже благородная цель. После феноменального успеха «Смешариков», наверное, Вам не просто будет задать такую же высокую планку с новыми проектами?

Я так не считаю, наоборот, создавая «Смешариков» и выводя их на зарубежный рынок, мы набили огромное количество шишек, что сегодня позволяет нам более осознанно подходить к процессу выбора новых проектов, снижая вероятность ошибок. К тому же, выступая сразу с пакетом проектов, шансы на успех повышаются. Сила любых сетевых компаний как раз в этом и состоит: берясь за любой новый проект, опираться на успех предыдущего.


Какие темы для подростков и взрослых можно реализовать посредством анимации в сериале? Хотя бы примерно: любовь, первые чувства, приключения?

Приключения, любовь, человеческие отношения – темы, интересующие подростков. Всё это в той или иной степени будет присутствовать в наших новых проектах. Очевидно, если не будут найдены яркие характеры, оригинальные формы, темы, отзывающиеся в сердцах подростков, сериал не сможет стать успешным.



На какой стадии авторы присылают Вам свои синопсисы, разработки, чтобы Вас зацепило, чтобы Вы отобрали проект под реализацию?

Чтобы нас зацепило, необходимо чтобы проект был проработан глубже и качественнее. Даже если нам присылают две страницы текста, но за этим стоит серьезная работа автора, ее видно, проект может быть выбран. Шанс имеет и сама идея, то, что в мире называют «хай концепт» – уникальная история, сформулированная в паре абзацев, после прочтения которой ты знакомишься с концепцией фильма.


Вы сами читаете заявки, синопсисы или это делает редакторская группа?

Кино – дело коллективное, и все, что мы создаем, это работа большого количества людей. Важно опираться на профессиональный опыт каждого участника процесса. Есть редактора, которые могут провести качественный отбор проектов. Моя экспертиза состоит больше в визуальной составляющей, как будет упакован продукт. Я могу оценить оригинальность идеи, но, учитывая, что массив проектов в адрес нашей компании огромен, должен стоять грамотный фильтр.


Илья, что помогает Вам управлять такой большой творческой компанией? Базовое образование, художественный вкус?

Внутренняя готовность полагаться на сотрудников, не пытаться брать все на себя. Культура нашей компании строится на высокой степени доверия друг к другу, каждый отвечает за свой художественный сектор. Моя задача таких людей собирать, мотивировать, ставить интересные задачи. В конечном счете нас объединяет текущий проект, общее дело, интерес, а не руководство сверху.


Беседовала Юлия Сергеева