Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России подвела итоги Всероссийского конкурса «Лучшая книга по тематике медиаобразования». В номинации «Киноведение - медиаобразованию» первое место занял киновед, культуролог, критик и телеведущий, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов, он же - автор книги «Кинопроцесс ХХ — начала XXI века: искусство экрана в социодинамике культуры. Теория и практика». Чему посвящена эта книга, какому исследованию, что в себя включает? Об этом и о современном кинопроцессе в России с Кирилом Разлоговым поговорила наш корреспондент Юлия Сергеева.
Кирилл Эмильевич, Вы - автор более десятка книг и около 600 научных работ по истории искусства и кинематографа, различным проблемам культуры.. Теперь, вот, еще стали победителем конкурса в номинации «Киноведение – медиаобразованию». Что вас заставляет так детально изучать эти темы? Почему вы считаете, что кино и медиаобразование нужны человеку?
Кино нужно человеку, потому что сегодня люди смотрят фильмы на разных носителях. Все знают, что современная культура - визуальна в большей степени. Кино важно для понимания мира, в котором мы живем. И для того, чтобы помочь человеку ориентироваться в этом многообразном визуальном мире, я пишу на эти темы. Что-то я пишу для массового зрителя, что-то для узкого и конкретного, что-то по поводу фестивалей, что-то на базе критических обобщений. У меня есть потребность делиться своими знаниями, а у общества есть потребность это публиковать и читать.
Ваша книга называется «Кинопроцесс ХХ — начала XXI века: искусство экрана в социодинамике культуры. Теория и практика». Можете рассказать подробнее, на чем вы сфокусировали свое исследование в этой книге? Будет ли она интересна массовому читателю? Или она для – узких специалистов области?
Не знаю, насколько она будет интересна массовому читателю. Скорее, для людей, которых интересует развитие экранного творчества. Книга состоит из двух частей. Первая часть – более классическая: рассказывает о составных частях экранного творчества (музыке, звуке и прочем). Также сюда входят ответы на вопросы, для чего люди общаются с искусством, для чего они его используют и т.д. Вторая часть книги написана в последнее время под воздействием цифровизации, изменения технологий, под воздействием изменения психологии зрителя, наверное, найдется и молодой автор, который напишет продолжение книги с той точки зрения, которая ему наиболее близка, интересна.
Как культура, политика и новые технологии влияют на развитие кинопроцесса в обществе? Возьмем 20 век.
И политика, и новые технологии влияют на все: в том числе, и на творчество. В области кино это наиболее очевидно, поскольку это физическая форма творчества, а не изобразительное искусство, где нужны просто холст и краски. И также - не музыкальное искусство, где нужен только нотный стан для того, чтобы написать музыку. Это и не литературное творчество, где ты находишься наедине с листом бумаги и пишешь все, что считаешь нужным. Кино - коллективное творчество, синтетическое, где люди находят друг друга, сотрудничают вместе, придумывает какие-то идеи и концепции. Сейчас стало гораздо проще найти технику: можно снять фильм на тот же сотовый телефон, распространить его в Интернете, а не в коммерческом кинотеатре. С другой стороны, промышленное кинопроизводство значительно дорожает, а прокат в кинотеатрах стал значительно уже, по сравнению с тем, что снимается. В мире делается 6 тысяч полнометражных фильмов в год, из которых, реально, от 25-50 показываются в больших кинотеатрах в нормальном режиме. Остальные фильмы уходят на фестивальную орбиту или уходят в интернет, который составляет опасность для кинотеатров. Есть такие онлайн площадки как NETFLIX, AMAZON, которые не хотят выпускать фильмы в кинотеатры. Кинотеатральная премьера теряет свое значение. Ясно, что многие фильмы касаются политических интересов, поскольку государство выделяет деньги на их производство. С изменением политических интересов, изменяется тематика фильмов, подходы. Но это все комбинированная вещь, так как зависит от воли и желания художника (автора), который работает над созданием фильма.
Какие страны лидирует в области кинопроцесса? Кто уделяет больше внимание кинопедагогике, медиаобразованию, какие страны?
Кинопедагогике и медиаобразованию уделяют внимание многие. А, что касается кинопроизводства, есть транснациональные центры производства, не ограничивающиеся одной страной. Более известные из таких – Голливуд, который практически связан с планетарной системой кинозалов, которые делает фильмы не для национальной, а мировой аудиторией. Второй центр такого рода – Болливуд, это Индийское кино с огромным количеством создаваемых и распространяемых фильмов в азиатском регионе, где влияние Болливуда сильнее, чем влияние Голливуда. Считается, что есть и центр в Ниверии (Африке) – это Нолливуд, где делаются картины дешевые, но популярные среди местного населения. Это довольно большая кинематографическая империя, хотя мы говорим и думаем о ней меньше. В нашей стране есть киноимперия Якутии. Снимают на своем языке и для местного населения, фильмы окупаются там довольно хорошо. В последнее время центр Якутии имеет и международное распространение. Например, картины Якутии получили призы и на ММКФ, показаны также в Берлине.
Как изменился зритель за последние несколько лет? Стал ли он более взыскателен, воспитан? Сложнее ли сейчас художнику (автору, режиссеру) удовлетворить вкусы современного кинозрителя?
Художники вообще люди своеобразные, а прокатчики - тем более. Когда произошел распад Союза, и были сняты ограничения цензурные, многие прокатчики считали, что достаточно показать голые тела и много крови и все зрители ринуться в кинотеатры. Зрители, действительно, ринулись тогда в кинозалы, но довольно быстро ушли, потому что много крови и голые тела быстро стали надоедать. Возрождение отечественного кинопроката началось с показа фильма «Титаник», когда стало ясно, что пойти в кинотеатр стало не позорное, а вполне достойное занятие. Аудитория кино сейчас немного повзрослела, в советское время она была от 20-35 лет, в постсоветское время стала моложе - от 15 до 23 лет. Сейчас она - от 15 и до 30 лет. Люди старше 35 лет считают, что фильмы можно смотреть дома и на любых носителях. В кинотеатры они редко ходят.
Многие считают, что сейчас не хватает посредников, неких модераторов между зрителем и хорошем кино, кто бы открывал зрителю прекрасный мир кинематографа. Как и, где воспитывать этих модераторов?
Значительная роль в этом принадлежит фестивалям. Но также, во ВГИКе, мы работаем над системой клубного проката, которая отличается от общего проката тем, что картины там несколько иные. И, во-вторых, картины бы эти показывались в сопровождении, со вступительным словом кого-то из авторов. Такого рода клубы должны создаваться при учебных заведениях, при фестивалях. И такая система киноклубов позволяет воспитывать своих модераторов.
То есть модераторы, это те же киноведы?
Это могут быть, кто угодно: и актеры, исполнители каких-то ролей в фильме, и политологи, и специалисты кинотехники, и детские психологи. Я бы не стал ограничивать профессии людей, которые представляют фильмы. Все зависит от самого просмотра, от той точки зрения, которую нужно представить. Для этого подойдут разные люди. Вообще, думаю, что специалистов по таким связям с общественностью (скажем так) можно учить в разных учебных заведениях, не только во ВГИКе.
Вы давно являетесь программным директором Московского кинофестиваля, смотрите огромное количество работ из разных стран… Чем вы руководствуетесь при выборе фильма, включении его в программу?
Во-первых, у нас большая отборочная комиссия, каждый руководствуется своими представлениями и знаниями в области кинематографии. У нас есть группа, которая занимается коротким метром, документальными лентами и игровыми полнометражными. Есть авторские программы, кураторские, когда один из членов комиссии выбирает фильмы на свое усмотрение. Такая программа есть у Андрея Плахова, Стаса Тыркина. В этих случаях, решают конкретно люди, кто делает свою программу. А есть и коллективное решение. Здесь учитывается структура фестиваля, в целом, приоритеты фестиваля и тенденции времени, а также учитываются новые возможности, которые появляются у фестиваля. Сейчас, допустим, китайцы предложили нам обмен программами. Через год будем делать и обмен с индийцами. Одно время у нас была программа «Кино регионов». Сейчас наиболее интенсивен в развитии кино Азиатско-Тихоокеанский регион, и он нуждается в более тесном присутствии на ММКФ. Мы стараемся это делать, хотя это не просто. А вообще, критериями отбора всегда является высокая художественность фильма и его оригинальность. Есть картины выдающегося художественного качества, хотя сделаны в традиционных жанрах и есть наоборот, не очень художественные, но оригинальные, нуждающиеся в поддержке.
Что вы можете сказать про детские кинофестивали у нас в стране? достаточно ли их? Нужны они? Если да, то зачем?
Детские кинофестивали нужны, но сложны. Во-первых, потому, что массовое кино сейчас – кино семейное. Детские картины трудно окупаются, так как во время показа нельзя показывать платную рекламу. Судьба детского кино в России – сложная. Не понятно, как его распространять. Фестивали, конечно, могут популяризовать эту продукцию, но и занимать чем-то детей и подростков, что тоже хорошо.
Считаете ли Вы, что кино – по прежнему, важнейшее из искусств, как считал В.И. Ленин?
Если судить о кино, как о «движущемся изображении с применением звука», то да, безусловно. А если судить о том кино, что показывают в кинотеатрах, то еще нужно доказать, что это важно. А вообще, кинематография - все равно главное средство коммуникации, главный язык современности. А искусство уже от это проистекает, хотим мы этого или не хотим.
Беседовала Юлия Сергеева