От кинообразования к медиапедагогике: история и современность

2305

От кинообразования к медиапедагогике: история и современность

Советское кино интересно смотреть с современными детьми и подростками! Такое утверждение требует основательного изучения. Советское кино для детей является краеугольным камнем для современного кино. Кинематографисты всеми силами хотели бы, чтобы новые детские фильмы стали символами эпохи и получили беззаветную любовь и восторг мальчишек и девчонок, которые и сами уже могут снимать (и снимают!) фильмы. Но что же такое советское кино, в чём его особенность?


Все советские фильмы были насыщены смыслом и заботой о воспитании и развитии молодых зрителей. В нашей перенасыщенной медиа эпохе, когда многие фильмы ориентированы на развлечение, изучение советского кино может стать великолепным образовательным и культурным опытом.

 

Советские фильмы показывают детям и подросткам, как важно держать слово, быть честными и отважными, как сильна дружба, и как важно беречь общественные ценности. Советские фильмы блестяще продуманы и содержат скрытые социальные и культурные послания. Кроме прочего, советское кино – это отличный способ для детей изучать классический русский язык, научиться правильно говорить, следуя за героя. 

 

Советское кино имеет важную историческую ценность. Фильмы отображали реалии жизни, исторические события и задачи общества советского периода. Они открывают для зрителей мир, в котором происходили культурные, общественные, научные и технологические изменения. Фильмы формируют мировоззрение через культуру, значение праздников и традиции нашей страны, что имеет колоссальное значение для воспитания гражданина своей страны и хорошего человека.

Содержание

  • Источники
  • Рефлексия о детском кинематографе: идеи для изучения
  • Специфика советского кино
  • Зачем смотреть советское кино с современными детьми?
  • Рекомендации для школы
  • Разбор фильма

Источники

Рефлексия о детском кинематографе: идеи для изучения

Вальтер Беньямин: Открыл понятие Ауры.
«Странное сплетение места и времени: уникальное ощущение дали как бы близок при этом рассматриваемый предмет не был. Скользить взглядом во время летнего полуденного отдыха по линии горной гряды на горизонте или ветви, в тени которой расположился отдыхающий, пока мгновение или час сопричастны их явлению, – значит вдыхать ауру этих гор, этой ветви».

Ключевые понятия В.Беньямина, которые можно переосмыслить для погружения в советское кино:

  • способ восприятия
  • неповторимость
  • дистанция

Вопросы для осмысления перед погружением в изучение советского детского кино:

  • Что такое детское кино? Это фильмы для детей? Или фильмы о детях? Или фильмы об их мире?
  • Почему же несмотря на время и новые образы в медиакультуре, старые фильмы являются для нас источником вдохновения и поводом для обсуждения важных тем?
  • Осмысление понятия Ауры. Фильм, как событие. Как сделать просмотр советских фильмов интересным и запоминающимся?

Специфика советского кинематографа для детей

Что мы знаем о советском детском кино?

  • Детские киностудии (к/с им. Горького, Свердловская киностудия, Одесская киностудия)
  • Фильмы для детей и юношества (специально снятые)
  • Тесная связь с педагогикой, педагогика в основе кинематографии (наука, воспитание, ценности)
  • Разнообразие жанров (приключение, комедия, драма, хоррор, фантастика, сказка)
  • Запоминающиеся образы (поведенческие паттерны)
  • Педагогика в основе кинематографии

Советская кинопедагогика в фильмах для детей:

  • занимали особое место в культуре
  • были нацелены на воспитание маленьких граждан
  • основными ключевыми идеями советских детских фильмов были дружба, доброта, честность, справедливость, любовь к ближнему и патриотизм
  • закладывали основы морали и этики в детском сознании
  • подчеркивали важность коллективных действий, работы в команде
  • развивали чувства сопричастности и ответственности за свой поступок
  • воспитывали уважение к культуре, традициям, национальностям
  • сюжеты фильмов всегда имели стойкий позитивный подтекст, что позволяло детям понимать жизненные трудности, не терять надежды и искать пути решения проблем
  • увлекательные сюжеты
  • педагогически насыщенные
  • воспитывали у детей чувство духовности и доброты
  • сохранили популярны и у взрослых

Особенности кинематографа:

  • ценности понятные и близкие зрителям, такие как семья, коллектив, труд, честность, дружба, взаимопомощь и др.
  • проработаны жанровые формулы. Приключения насыщенные, с острыми ситуациями и нестандартными решениями. Мелодрамы с тонкими психологическими исследованиями души, а сатира умная и едкая
  • герои в историях обладали характерами и совершали тяжелый выбор, следуя своей моральной логике и этическим принципам
  • социальная среда, где разворачивались сюжеты фильмов
  • узнавание социальных ролей и ситуаций гарантировало доверительное отношение зрителя к сюжетам
  • исторические события и веяния эпохи также отражались и в кинематографе, который искал новый киноязык, чтобы поговорить со зрителем
  • не только фильмы для детей, но и для взрослых. Фильмы одинаково интересно смотреть и взрослыми, и детям

Загадка. Определите, какие фильмы могли бы скрываться за этими описаниями?

  • Драма по мотивам пьесы Э. Ростана
  • Вестерн, приключения, история, становление государства, противостояние идей, сироты
  • Социальная фантастика, робототехника, проблема очеловечивания
  • Мелодрама, мотивы пьесы У. Шекспира, по одноимённой повести Г. Щербаковой
  • Драма про буллинг в школе
  • Приключение, наука, сюжет о путешествии вокруг света по мотивам романа Ж. Верна
  • Ответ в конце статьи. ↓ Не торопитесь листать вниз, подумайте!

Зачем смотреть советское кино с современными детьми?

  • Изучение истории отечественного кино
  • Понимание исторического контекста, тематики и проблематики
  • Наполненность смыслами
  • Атмосферность
  • Естественность
  • Качество визуальности (пленка)
  • Актуальность сегодня
  • Пространство коммуникации поколений
  • Жанровое и тематическое разнообразие

Жанровое разнообразие советских фильмов для детей:

  • приключения: «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна», «Волшебная лампа Аладдина», «Остров сокровищ»
  • комедия: «Каин XVIII»
  • исторический фильм: «Достояние республики»
  • детектив: «Кортик», «Бронзовая Птица»
  • фантастика: «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Лиловый шар»
  • сказка: «Королевство кривых зеркал», «Мио, мой, Мио», «После дождичка в четверг», Сказки А. Роу, «Три толстяка», «Волшебная лампа Алладина», «Снежная королева», «Золушка»
  • музыкальный фильм: «Мама», «Приключения Петрова и Васечкина»
  • хоррор: «Вий», «Сказка, рассказанная ночью», «Сказка странствий»

Тематическое советских фильмов для детей:

  • выбор: «Чучело», «Признать виновным», «Сказка странствий», «Алые паруса»
  • самоидентификация: «Курьер», «Дети Дон Кихота», «Рыжий, честный, влюбленный», «Выше радуги»
  • дружба: «Приключения Петрова и Васечкина», «Старик Хоттабыч», «Пеппи Длинныйчулок»
  • семья: «Мэри Поппинс, до свидания», «Белый Бим Чёрное ухо»
  • взросление: «Два Капитана», «Республика ШКИД», «Доживём до понедельника», «Уроки французского», «Вам и не снилось», «Ключ без права передач», «Расписание на послезавтра», «Сто дней после детства»
  • фантастический космос: «Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Через тернии к звездам», «Подземелье ведьм»
  • ВОВ: «Девочка из города», «Иваново детство», «Садись рядом, Мишка», «Зимнее утро»

Рекомендации для школы

Что можно посмотреть со школьниками и о чём поговорить на киноуроках для кинообразовательных и киновоспитательных процессов. Главное для ребят - это погружение в истории героев, сопереживание им, помощь в сложном выборе, ведь ценности в сказках близки и понятны каждому это дом, семья, труд, помощь и поддержка, доброта, забота, честность.


Начальные классы. Что посмотреть?

Сказки замечательного советского режиссёра Александра Роу.

  • По щучьему веленью, 1938
  • Василиса Прекрасная, 1939
  • Конёк-Горбунок, 1941
  • Кащей Бессмертный, 1945
  • Марья-искусница, 1959
  • Королевство кривых зеркал, 1963
  • Морозко, 1964
  • Огонь, вода и… медные трубы, 1968
  • Варвара-краса, длинная коса, 1969
  • Финист — Ясный Сокол, 1975

Сказки замечательного советского режиссёра Александра Птушко.

  • Каменный цветок, 1946
  • Садко, 1952
  • Илья Муромец, 1956
  • Сампо, 1958
  • Алые паруса, 1961
  • Сказка о потерянном времени, 1964
  • Сказка о царе Салтане, 1966
  • Руслан и Людмила, 1972

Темы бесед с ребятами могут быть самые разнообразные. Что можно обсудить:

Главный герой. Герои старых сказок отважные и смелые люди, которые попадаю в сложные ситуации. Прежде всего необходимо понять: Кто герой фильма? Какие поступки он совершает и ради чего? Например, в сказке «Финист — Ясный Сокол» главный герой неочевиден. Название фильма говорит о том, что речь пойдет о богатыре Финисте, но в самой сказке главными героями становятся совсем другие персонажи. Те, кого нужно было бы защищать, сами встают на защиту героя и побеждают древнее зло.

Ценности. Истории сказок говорят нам о важных вещах, которые ищут или защищают герои. При просмотре обращаем внимание на то, что же является самым важным для героев, что толкает их на решительные поступки и заставляет жертвовать собой. И, конечно же, зрители смогут понять, что главные ценности в кино важны и сейчас.

Жанр. Приключения интересны интенсивностью событий и различными острыми ситуациями. Главное в приключениях — смекалка, находчивость и хитрость, а также победа добрых сил над злыми. Кроме того, именно в приключениях проверяются ценности героев и их самые лучшие и худшие качества.


Средние классы

Отличными примерами большой экранной формы, сравнимой с литературным романом, можно считать многосерийные телефильмы (которые теперь стали сериалами). Интересно разобрать сериальную форму с уже опытными подростками. Ребята умеют смотреть сериалы на современных стримингах и у них есть опыт анализа многосерийных фильмов. Сериалы — хороший опыт для понимания эволюции тем, героев, сюжетов и телевизионного формата.


Темы бесед с ребятами. Какие сериалы можно обсудить:

«Кортик», 1973, режиссер Николай Калинин. Замечательный детективный сериал, по мотивам одноименной повести Анатолия Рыбакова, где на фоне исторических событий Гражданской войны происходит становление героев, через поиск артефакта прошлого. Макгаффин истории (предмета, вокруг которого строится фабульная сторона произведения) - кортик - всего лишь проводник для персонажей через судьбы людей и тайны истории. В фильме интересен сам процесс расследования, когда школьник становятся детективами уровня Шерлока Холмса.

«Два капитана», 1976, режиссер Евгений Карелов. Роман Вениамина Каверина дал основу многосерийному телефильму «Два капитана». Это приключенческий фильм, с глубокой философской основой, рассказывающей о человеческой природе, противоборстве со временем, о памяти, как необходимой составляющей для сохранения самого понятия человечности. Герои растут от одной серии к другой и вместе с ними растут и зрители, через поступки персонажей, через несогласие с несправедливостью, через любопытство к прошлому. Герой фильма Саня Григорьев, немой мальчик с феноменальной памятью, находит вместе со своим другом письма капитана Татаринова, который отправился в экспедицию на север и не вернулся. Желание понять, что же произошло с путешественником, делает героя странником, ищущим чужое прошлое. Но в итоге он находит своё призвание. Ценностная шкала героев имеет широчайший диапазон, так как происходит на фоне переломных исторических событий. Ценности семьи, дружбы, стремления к правде, доверия формируют психологически здоровых и зрелых людей. Нам интересно идти рядом с героями в их взрослении.

«Гостья из будущего», 1984, режиссер Павел Арсенов. Появилась из романа Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Это приключенческая фантастика. Кто из нас не хотел бы заглянуть в будущее? Чем живут новые люди, какие у них есть увлечения и занятия, как изменился их образ жизни и потребности? На все эти вопросы, как ни странно, даёт ответ настоящее. Герои фильма приходят к понимаю, что в будущее нельзя попасть без прошлого, и в настоящем через выбор, решения и поступки, формируется то, кем мы станем в скором времени.


Старшие классы

Старшеклассникам важно пройти самоидентификацию, понять свои человеческие и гражданские права и обязанности, определиться с будущей профессией, а советские фильмы предлагают довольно сложные истории для исследования всех этих вопросов.

Какие фильмы можно посмотреть и обсудить:

  • «Доживём до понедельника», 1968, режиссер Станислав Ростоцкий
  • «Ключ без права передачи» 1976, режиссер Динара Асанова
  • «Расписание на послезавтра», 1978, режиссер Игорь Добролюбов
  • «Когда я стану великаном», 1979, режиссер Инесса Туманян
  • «Вам и не снилось», 1981, режиссер Илья Фрэз
  • «Чучело, 1984», режиссер Ролан Быков
  • «Камертон», 1979, режиссер Виллен Новак

Темы бесед с ребятами.

Это фильмы, где главные герои — учителя и их ученики. Школа — важный период жизни молодых людей. И приходит время проанализировать этот жизненный этап через качественные характеристики отношений. Для нас будет важная коммуникация и истории взаимоотношений людей на разных уровнях и с разной степенью доверия. Мы видим не только взаимодействие педагогов и учеников, но и ребят друг с другом, и учителей между собой. Сложность сюжетов ещё и в том, что во многом фильмы дублируют реальность. Можно предложить следующие темы для обсуждений:

школьная любовь
непонимание со стороны одноклассников и учителей
буллинг
неприятие нового человека в коллективе (актуально как для ребят, так и для взрослых)
противостояние нового и устаревшего
формальность образования
предательство и прощение
взросление через непростые решения
судьбоносный выбор, который предопределяет будущее
права, которые мы имеем и обязанности, который мы должны
ошибки и провалы, через которые мы понимаем свои возможности и рост

Разбор фильма. Телеформат для детей.

Разбор сериала для детей и подростков — это важный этап их кинопросвещения, который позволяет увидеть сериал глубже и полнее. Как правило, фильмы и сериалы, смотрят не обращая внимания на тонкости, которые могут превратить даже простой сериал в уникальное и незабываемое путешествие внутрь себя. Разбор сериала поможет заметить детали, понять смысл сцен, оценить работу актеров и режиссеров, научиться анализировать произведения и глубже понимать их смысл. Мы обратимся к многосерийному телефильму: «В поисках капитана Гранта» и попробуем понять его ценность и художественное своеобразие, которые позволят увидеть в этом приключенческом телефильме большой потенциал для киноуроков.

Информация о фильме

  • Режиссёр и сценарист Станислав Говорухин, 1985
  • Сериал, 7 серий
  • По мотивам романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта»
  • По мотивам фильма «Дети капитана Гранта», 1936, Владимир Вайншток
  • Сюжет о кругосветном путешествии
  • Музыка И. Дунаевского
  • Научные факты и географические открытия
  • Несколько сюжетных линий
  • Рассказ в рассказе
  • Горизонтальный сюжет
  • Формула: спасение в последнюю минуту
  • Постмодернизм

Маршрут героев

Две сюжетные линии. Сюжеты вплетены друг в друга. Это рассказ в рассказе. Мы смотрим две разные истории и как зрителям, нам нужно держать это помнить. Если рассматривать истории отдельно, то можно заметить интересные моменты. Например такой: мы видим, что на то, как развернётся сюжет, влияют многие факторы, в том, числе и читательский интерес к истории. А когда мы переключаемся на сюжет спасательной экспедиции — мы напрочь забываем об этом.

Тематика и ценности. Сериал насыщен разнообразными темами и ценностями для зрителей. В каждом серии мы можем найти духовное и ценностное послание от автора — к свои героиням, а герои проверяют эти ценности через морально сложный выбор и кризисные ситуации.

Герои. В данном случае, автор физически присутствует в фильме. Он зримый создатель героев и от его воли и фантазии зависит, как сложится их судьба. Главные герои хотят достичь определенной цели и им придётся пройти через многие испытания. Проводники – это герои, которые помогают главным героям достичь своих целей. Их роль заключается в помощи и в решении трудных задач. Макгаффином истории будет сам Капитан Грант, которого никто не видел, но по рассказам героев мы понимаем, что это великий человека, которого просто необходимо найти.

Автор. Жюль Верн

Главные герои.

  • Лорд Гленарван
  • Леди Гленарван
  • Майор Мак-Наббс
  • Капитан Джон Манглс
  • Мэри Грант
  • Роберт Грант
  •  Жак Паганель
  • Олбинет

Проводники.

  • Талькав
  • Том Аэртон

Макгаффин. Капитан Гарри Грант


Механизм разбора. Для разбора сериала можно использовать четырёх уровневый принцип погружения в историю: контекст, повествование, визуальность и идея. Каждый уровень предлагает ключевые точки исследования сериала (левая колонка) и примеры из фильма (правая колонка).


Контекстуальный уровень. Здесь анализируется контекст фильма, включая его историю и условия создания, социальный и культурный контекст. Фильм осознаётся в той культурной, политической и социальной формации, которая существовала в момент его создания. 

Повествовательный уровень. На этом уровне анализируется структура фильма, жанр, сюжет, фабула и т.д. Помогает увидеть, как сцены, истории взаимодействуют друг с другом, каким образом строится драматургия сюжета.

Визуальный уровень. Оценивается работа кадра, визуального воплощения, композиции сцены и кадрирования. Визуальный стиль создаёт эмоциональные образы для зрителей, которые запоминаются и затем могут воспроизводится, например, в поведении.

Уровень идеи. Это высший уровень, где зрители интерпретируют большие идеи и смыслы фильма, так как позволяет им их опыт. Суть может быть понята и сформулирована через призму философских, психологических, политических и эстетических концепций. 

Лайфхаки разбора. О чем можно поговорить после просмотра?

Интервью Жюля Верна. 5 серия.

Жюль Верн: Люди стремятся жить в своё удовольствие. К сожалению, их всё меньше интересует литература, основанная на моральных принципах.
Репортёр: Сформулируйте основную задачу вашего творчества?
Жюль Верн: Преобразование мира. Я нарисую картину мира, в котором мы живём, а читатель пусть задумается совершенен ли он?


Несмотря на художественный вымысел и дистанцию между зрителем и автором, слова Жюля Верна не просто актуальны для нашего времени, они буквально предлагают нам диалог о мире и о нашем месте в нём. Кто мы: разрушители или созидатели? Сериал следует за этой идеей. Он интересный, познавательный, сложный, но при этом не ограничивается развлечениями, а ставит перед зрителем (и маленьким, и взрослым) мировоззренческую задачу о преобразовании несовершенного мира.


Ответ на задачку про зашифрованные названия фильмов. ↓



Автор Елена Самойлова