ZEROPLUS.TV

Кирилл Разлогов: "Детские кинофестивали нужны, но сложны"

05.11.19

447

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России подвела итоги Всероссийского конкурса «Лучшая книга по тематике медиаобразования». В номинации «Киноведение - медиаобразованию» первое место занял киновед, культуролог, критик и телеведущий, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов, он же - автор книги «Кинопроцесс ХХ — начала XXI века: искусство экрана в социодинамике культуры. Теория и практика». Чему посвящена эта книга, какому  исследованию, что в себя включает? Об этом и о современном кинопроцессе в России с Кирилом Разлоговым поговорила наш корреспондент Юлия Сергеева.



Кирилл Эмильевич, Вы - автор более десятка  книг и около 600 научных работ по истории искусства и кинематографа, различным проблемам культуры.. Теперь, вот, еще стали победителем  конкурса в номинации «Киноведение – медиаобразованию». Что вас заставляет так детально изучать эти темы? Почему вы считаете, что кино и медиаобразование нужны человеку?

Кино нужно человеку, потому что сегодня люди смотрят фильмы на разных носителях. Все знают, что современная культура - визуальна в большей степени. Кино важно для понимания мира, в котором мы живем. И для того, чтобы помочь человеку ориентироваться в этом многообразном визуальном мире, я пишу на эти темы. Что-то я пишу для массового зрителя, что-то для узкого и конкретного, что-то по поводу фестивалей, что-то на базе критических обобщений. У меня есть потребность делиться своими знаниями, а у общества есть потребность это публиковать и читать.


Ваша книга называется «Кинопроцесс ХХ — начала XXI века: искусство экрана в социодинамике культуры. Теория и практика». Можете рассказать подробнее, на чем вы сфокусировали свое исследование в этой книге? Будет ли она интересна массовому читателю? Или она для – узких специалистов области?

Не знаю, насколько она будет интересна массовому читателю. Скорее, для людей, которых интересует развитие экранного творчества. Книга состоит из двух частей. Первая часть – более классическая: рассказывает о составных частях экранного творчества (музыке, звуке и прочем). Также сюда входят ответы на вопросы, для чего люди общаются с искусством, для чего они его используют и т.д. Вторая часть книги написана в последнее время под воздействием цифровизации, изменения технологий, под воздействием изменения психологии зрителя, наверное, найдется и молодой автор, который напишет продолжение книги с той точки зрения, которая ему наиболее близка, интересна.


Как культура, политика и новые технологии влияют на развитие кинопроцесса в обществе? Возьмем 20 век.

И политика, и новые технологии влияют на все: в том числе, и на творчество. В области кино это наиболее очевидно, поскольку это физическая форма творчества, а не изобразительное искусство, где нужны просто холст и краски. И также - не музыкальное искусство, где нужен только нотный стан для того, чтобы написать музыку. Это и не литературное творчество, где ты находишься наедине с листом бумаги и пишешь все, что считаешь нужным. Кино - коллективное творчество, синтетическое, где люди находят друг друга, сотрудничают вместе, придумывает какие-то идеи и концепции. Сейчас стало гораздо проще найти технику: можно снять фильм на тот же сотовый телефон, распространить его в Интернете, а не в коммерческом кинотеатре. С другой стороны, промышленное кинопроизводство значительно дорожает, а прокат в кинотеатрах стал значительно уже, по сравнению с тем, что снимается. В мире делается 6 тысяч полнометражных фильмов в год, из которых, реально, от 25-50 показываются в больших кинотеатрах в нормальном режиме. Остальные фильмы уходят на фестивальную орбиту или уходят в интернет, который составляет опасность для кинотеатров. Есть такие онлайн площадки как NETFLIX, AMAZON, которые не хотят выпускать фильмы в кинотеатры. Кинотеатральная премьера теряет свое значение. Ясно, что многие фильмы касаются политических интересов, поскольку государство выделяет деньги на их производство. С изменением политических интересов, изменяется тематика фильмов, подходы. Но это все комбинированная вещь, так как зависит от воли и желания художника (автора), который работает над созданием фильма.


Какие страны лидирует в области кинопроцесса? Кто уделяет больше внимание кинопедагогике, медиаобразованию, какие страны?

Кинопедагогике и медиаобразованию уделяют внимание многие. А, что касается кинопроизводства, есть транснациональные центры производства, не ограничивающиеся одной страной. Более известные из таких – Голливуд, который практически связан с планетарной системой кинозалов, которые делает фильмы не для национальной, а мировой аудиторией. Второй центр такого рода – Болливуд, это Индийское кино с огромным количеством создаваемых и распространяемых фильмов в азиатском регионе, где влияние Болливуда сильнее, чем влияние Голливуда. Считается, что есть и центр в Ниверии (Африке) – это Нолливуд, где делаются картины дешевые, но популярные среди местного населения. Это довольно большая кинематографическая империя, хотя мы говорим и думаем о ней меньше. В нашей стране есть киноимперия Якутии. Снимают на своем языке и для местного населения, фильмы окупаются там довольно хорошо. В последнее время центр Якутии имеет и международное распространение. Например, картины Якутии получили призы и на ММКФ, показаны также в Берлине.


Как изменился зритель за последние несколько лет? Стал ли он более взыскателен, воспитан?  Сложнее ли сейчас художнику (автору, режиссеру) удовлетворить вкусы современного кинозрителя?

Художники вообще люди своеобразные, а прокатчики - тем более. Когда произошел распад Союза, и были сняты ограничения цензурные, многие прокатчики считали, что достаточно показать голые тела и много крови и все зрители ринуться в кинотеатры. Зрители, действительно, ринулись тогда в кинозалы, но довольно быстро ушли, потому что много крови и голые тела быстро стали надоедать. Возрождение отечественного кинопроката началось с показа фильма «Титаник», когда стало ясно, что пойти в кинотеатр стало не позорное, а вполне достойное занятие. Аудитория кино сейчас немного повзрослела, в советское время она была от 20-35 лет, в постсоветское время стала моложе - от 15 до 23 лет. Сейчас она - от 15 и до 30 лет. Люди старше 35 лет считают, что фильмы можно смотреть дома и на любых носителях. В кинотеатры они редко ходят.



Многие считают, что сейчас не хватает посредников, неких модераторов между зрителем и хорошем кино, кто бы открывал зрителю прекрасный мир кинематографа.  Как и, где воспитывать этих модераторов?

Значительная роль в этом принадлежит фестивалям. Но также, во ВГИКе, мы работаем над системой клубного проката, которая отличается от общего проката тем, что картины там несколько иные. И, во-вторых, картины бы эти показывались в сопровождении, со вступительным словом кого-то из авторов. Такого рода клубы должны создаваться при учебных заведениях, при фестивалях. И такая система киноклубов позволяет воспитывать своих модераторов.


То есть модераторы, это те же киноведы?

Это могут быть, кто угодно: и актеры, исполнители каких-то ролей в фильме, и политологи, и спе