Короткометражка “Железная дорога” рассказывает, кажется, тривиальную новогоднюю историю. Но скрыто ли за комичными ситуациям что-то большее, чем просто набор забавных сценок, нам предстоит ещё выяснить.
Так о чём же эта история? Путешествие подарка, который долго добирался через всю страну к мальчику? Возможно, это фильм об отце, который в силу обстоятельств работает далеко от своей семьи? Несколько историй о людях со своими мечтами и желаниям? Новогодние святочные рассказы о чудесных событиях?
Все варианты правильные, каждый развивает интересную тематику, а все вместе они работают на управляющую (самую главную) идею. Что же это за идея? Разбираемся вместе.
Отправной точкой нашего расследования будет поиск протагониста. По сути главный герой – это субъект действия. Тот, кто меняется сам или меняет мир, решает проблемы, преодолевает трудности. К примеру персонаж, появившийся в начале истории, Сергей. Может ли он быть главным героем фильма? У него есть проблема и он ищет пути её решения. Он находится далеко от дома и от семьи, в силу обстоятельств не может приехать на Новый год из Москвы в Иркутск. Единственное, что он может сделать, это отправить своему сыну подарок – игрушечную железную дорогу ручной работы. Но главный ли он герой фильма? Ведь кроме него есть еще и другие персонажи, которые также как он сталкиваются трудностями, как-то решают их. К примеру, двое молодых ребят экспедиторов, укравших подарок, чтоб себя порадовать в праздники. Или подруга, согласившаяся увезти и передать подарок по назначению. А может проводница, которая подарила чужую вещь сыну. В этих и других ситуациях главным всё-таки является предмет – подарок.
Здесь нам поможет начало фильма. Обратим внимание на открывающую сцену и попробуем проанализировать её. Мы видим, как группа ребят вместе с Дедом Морозом раскрашивает новогодний поезд, вагончики, паровоз и рельсы, а затем всё это складывается в коробку и новогодний подарок готов. Уже потом Сергей покупает подарок и вот дальше и начинается главное приключение. Подарок попадает из рук в руки, от одного персонажа к другому, пока не находит своего адресата.
Именно этот подарок, формально являющийся объектом действия, фактически оказывает влияние на героев и их поступки. Все персонажи так или иначе проявляются во взаимодействии с подарком. Кто-то хочет поступить правильно, кто-то – порадовать родных, другой – подзаработать. Подарок в этой новогодней истории будет артефактом, который буквально реализует управляющую идею фильма: поезд, несмотря ни на что, обязательно придёт в пункт назначения.
Эта идея о завершенности отлично рифмуется и с лейтмотивом железной дороги в фильме. Следуя этой логике, железная дорога – это бесконечная линия движения, на которой есть пункты отправки и прибытия. Между этими пунктами происходят события, появляются и исчезают люди, теряются вещи, но главное, что все участники движения оказываются там, где и должны быть. На эту идею работает и временная линия истории. Новый год – время чудес, нового начала и семейного счастья. Персонажи возвращаются домой, переживают за своих близких, хотят провести праздники дома.
Эта предопределенность с одной стороны, говорит о некой цикличности жизни, а с другой – об её упорядоченности. Вот и герои истории после приключений и волнений всё-таки возвращаются к родным. Как и главный макгаффин истории – подарок – который усиливает историю удвоенным смыслом: “железная дорога” едет по железной дороге. Такое двоение как бы говорит зрителю о том, что смысл важных событий часто находится прямо рядом с нами, а ценности семьи, помощи, поддержки влияют на наши решения, превращаясь в новогодние чудеса своими руками. Главная мысль фильма очень простая и легко осуществимая: волшебство не в магии, а в людях.
Автор Самойлова Елена