Кирилл Танаев: «Надо смириться с тем, что старые красивые мультфильмы современные дети смотреть не будут»

863

Кирилл Танаев: «Надо смириться с тем, что старые красивые мультфильмы современные дети смотреть не будут».

 

Не так давно режиссер Илья Попов встречался с Президентом России, Владимиром Путиным, где обсуждали поддержку анимационного кино в России. По последним данным, проектов производится много, и все они очень серьезные. Как признаются сами режиссеры-аниматоры, они заточены на патриотическую тему, про русскую старину. Насколько такие проекты интересны современному молодому зрителю? Как появление в нашей жизни гаджетов, смартфонов и приложений влияет на мировоззрение детей и подростков, а также на их вкусовые предпочтения? Об этом и многом другом наш корреспондент поговорила с Кириллом Танаевым – директором Института Современных Медиа, ведущей исследовательской компанией в области изучения СМИ и бизнес-коммуникации.

Кирилл, мы хотим поговорить с Вами о детском и подростковом контенте. Дети – наше будущее. Все, что мы в них закладываем с детства, то и получим в перспективе. Но с появлением интернета, со свободой доступа, дети стали потреблять контент не всегда хорошего качества. Нужно ли ставить фильтры на детский медиа-контент на государственном уровне?

Государственный фильтр есть, и он достаточен. Существует Законодательство, которое несет определенное ограничение по маркировке медийного контента, который контролируется Роскомнадзором. Если говорить о жесткой цензуре в СМИ, то резкое ограничение никогда не приводило ни к чему хорошему, а только к перегибам, искривлениям.

Что делать, если я не знаю, что смотрит мой ребенок в сети?

Существуют программы родительского контроля. Государство за каждым не может уследить. Ваш ребенок живет в Москве, семья придерживается одних взглядов, а кто-то живет в мусульманской семье или на Дальнем Востоке – там другие взгляды на воспитание детей. Проблемой государства является тотальная медийная безграмотность населения, которое не знает, как установить этот «родительский контроль». 

Каким образом тогда нужно просвещать население?

Учить, преподавать в школе: например, на информатике. Вольному – воля: если родитель захочет, то он научится.

Кирилл, как изменилось медиапотребление за последние годы?

Медиа потребление за последние 30 лет изменилось радикально настолько, насколько это возможно. Это связано с тем, что появились новые возможности. Ключевой особенностью нынешнего потребления является полная свобода доступа у детей и подростков к любому контенту! Если ребенок в 90-е годы или при советской власти имел возможность смотреть 30 минут анимации в неделю, то сегодня средний ребенок делает это 24 часа в сутки, не дожидаясь программы «Спокойной ночи, малыши».

Какой же вывод: хорошо это или плохо?

Нет вывода, есть лишь данность. Это создает совершенно другие рамки для родителей и производителей.

В таком случае, в чем особенность сегодняшнего зрителя (потребителя контента)? Можно ли его воспитывать, менять? Если да, то как?

Потребитель стал очень быстр. Наше поколение, которое выросло на «Ежике в тумане» и «Каникулы в Простоквашино», до сих пор ностальгирует по этим прекрасным анимационным произведениям. Для современного ребенка то, чем мы так гордимся, лишь закуска максимум на несколько дней. Он один раз посмотрит и больше никогда к этому не вернется: современный мир ему предлагает все новые и новые произведения, которые его все дальше увлекают.

Но дети же не рождаются готовыми воспитанными зрителями. Задача взрослых решить проблему «позитивного контента»? 

Взрослые тоже разные, и у них разные точки зрения на один и тот же вопрос. То, что для одних взрослых позитивно, то для других – зло.

Например? «Ежик в тумане» может быть злом?

Нет, «Ёжик…» вне критики и конкуренции.

Тогда почему взрослые не могут показывать своим детям позитивную советскую классику, которая в излишке?

Это большое заблуждение, что советской классики в излишке. Ее хватит на один-два дня современного ребенка. Более того, картинки и звук советских анимаций не потянет даже современный телевизор. И сначала нужно определиться, что такое позитивный и негативный контент? «Маша и медведь» – это позитивный?

В принципе, да.

А масса психологов и людей считают, что Маша очень эгоистична, агрессивна, ведет себя отвратительно и воспитывает в детях нетерпимость. Как бы мы к Маше не относились, этот фильм превратился в огромный бренд с широкой аудиторией в России и за рубежом. Хорошо бы было, если бы для детей больше производилось хорошего и доброго. Но в российских современных мультфильмах вы и не найдете ни одного, который был бы нехорошим и недобрым. Возникает проблема зарубежной анимации, ведь она рассчитана на другой культурный уровень и код. Если мы посмотрим рейтинг российских и зарубежных каналов, то российские смотрят лучше. Люди сами выбирают то, что им ближе, что воспитывает какие-то добрые чувства.

Многие психологи стали часто говорить о клиповом мышлении детей и подростков? О чем это говорит, к чему может привести эта тенденция?

Скорее всего, имеется ввиду, что современные дети и подростки привыкли к быстрой смене картинки. Они не воспринимают длинные и сложные тексты с экрана. Но я ничего в этом страшного не вижу. Мы живем в скоростную эпоху. Вы знаете, что 70% российских зрителей обладают таким пакетом каналов, число которых превышает 100?! Такой объем информации сваливается на головы, что нам всем становится тяжело! Дети отличаются от взрослых тем, что они с этим количеством разного медиа-контента родились.

Как формировать, просвещать, прививать хороший вкус?

Разговаривать, объяснять, что Интернет таит в себе достоинства и огромные опасности. Социальные сети – это не только общение с друзьями, но и возможность попасть под дурное влияние. Что же касается привития «художественного вкуса», то надо смириться с тем, что старые красивые мультфильмы современные дети смотреть не будут. С современными детьми нужно говорить на современном художественном языке, который подразумевает определенные требования к жанру. Нравится нам или нет, но современный добрый и хороший фильм или мультфильм должен быть быстрым. Например, студия «Паровоз» делает потрясающие фильмы и сериалы. «СТС» сняли «Три кота», студия «Визор» (Воронеж) делают чудесные полнометражные мультфильмы. Проблема только в том, что если вы производите детский сериал, то он должен быть длинным: оптимально до 50 серий.

Почему?

Потому что ротация на ТВ и требования детей по поглощению контента требуют больших форматов. Полнометражные фильмы тоже можно делать. Но сколько современный ребенок его посмотрит? Условно, нынешнему ребенку нужно 2 новых полнометражных продукта в месяц и каждый день что-то новое, не очень большое. Также желательно, чтобы хорошие добрые герои мультфильмов или сериалов перекочевали в другие форматы: в гаджеты, игры, материализовались в мягких или твердых игрушках. Если этого нет, то вы не можете разговаривать с современным ребенком во всех информационных средах. Значит, вы что-то упускаете, если вы думаете о его воспитании.


Беседовала Юлия Сергеева