"МетрономФильм" готовится к съемкам по рассказу А. Гайдара «Чук и Гек». Арсен Готлиб, как продюсер, сделал такие фильмы, как "Москва" Александра Зельдовича, "977" Николая Хомерики, "Другое небо" Дмитрия Мамулии, и у каждого множество призов. А самой широкой публике превосходно знакомы анимационные серии, в титрах которых также имя этого продюсера, – "Колыбельные мира" и "Везуха!". Режиссером фильма «Чук и Гек» выступит Александр Котт («Брестская крепость», «Елки», «Спитак», «Испытание», «Герой нашего времени», «Инсайт», «Троцкий»). Съемки состоятся в наступившем году. Доселе проекты "МетрономФильм" были не особо коммерческими, а больше авторскими, взявшими множество призов на разных фестивалях. Как сейчас настроен продюсер? Что ждать зрителю от предстоящей экранизации советского рассказа? Будет ли кино историческим? Где пройдут съемки? И кто сыграет главные роли в проекте? Об этом и другом наш корреспондент Юлия Сергеева поговорила с продюсером Арсеном Готлибом.
«Чук и Гек» заявлен, как детское приключенческое кино в ретро-антураже с элементами фантастики. Поясните, что это за жанр такой новый?
Не знаю, откуда Вы взяли такую формулировку - у нас она другая. Это жанр приключения и сказки, а в классической русской сказке есть, конечно, и элементы фантастики. Что касается ретро-антуража. Рассказ Гайдара написан в 1939 году, в предвоенное время. Вообще, фильмы о приключениях детей во время Второй Мировой войны делались неоднократно. Есть прекрасные семейные фильмы, которые основаны на историческом материале. Нам показалось, что если исторический материал не делать основой, а сделать его исторически оправданным элементом фильма, то будет хорошо. Этот же рассказ касается истории нашей страны? Да. Старая красивая Москва, герои одеты в одежду тех времен. Конечно, не стоит очень сильно этим увлекаться - это же кино для всей семьи, зрители-дети должны себя ассоциировать с героями фильма. Поэтому с историей надо обходиться очень аккуратно, чтобы она не вызвала длинную дистанцию между детской частью аудитории и тем, что происходит на экране, а как раз наоборот, чтобы вызвала интерес.
Почему Вам пришла идея экранизации этого рассказа из далекого прошлого?
Во-первых, у нас не прямая экранизация этого рассказа. «Чук и Гек» лежит в основе сценария. Вы сами помните, о чем этот рассказ? Давно его читали?
Это мой любимый рассказ из детства. Помню его так, как будто вчера читала.
Для меня и режиссера А. Котта это одно из любимых произведение детства. Сюжет таков: два брата - Чук и Гек - вместе с мамой едут в тайгу к отцу-геологу для того, чтобы всей семьей встретить Новый год. В отличие от рассказа Гайдара, наши братья будут иметь чуть большую разницу в возрасте. Не 5 и 6 лет, а 5 и 10. Во-первых, чтобы это было интереснее, чтобы между ними был конфликт в отношениях, чтобы было увлекательнее зрителям. В нашей версии младший брат, Чук, верит в сказку. И все его действия основаны на вере в сказку. Гек, в силу возраста, в сказку уже не верит и часто смеется над братом из-за этого. Поэтому, когда начинается момент испытаний, а в фильме они будут, младший проходит все испытания с верой в сказку, а старший их проходит на самом деле.
Стоит ли тешить себя надеждой на то, что в этой стране кому-то еще нужны светлые, наивные, чистые фильмы про ДОБРО?
Сказка и ее ценности всегда и во все времена, во всем мире, ценились. Поэтому у нас нет никаких сомнений, что фильм в жанре Приключение + сказка будут приняты зрителем. А добро – слово хорошее и, если люди будут больше беречь и слово само понятие, то мир только выиграет.
Этим фильмом вы, очевидно, переходите от авторского кино, которое снимали раньше, к кассовому? Ведь кассовое кино делается по определенным законам, почти схеме?
У меня есть успешный опыт производства анимационных сериалов: и «Колыбельные мира» и «Везуха!». Кроме множества профессиональных призов нашли своего зрителя, популярны, востребованы, уже долгие годы эти проекты не сходят с телевизионных и любых других экранов. Сделать хороший зрительский фильм – прекрасная задача, с большим интересом занимаюсь этим.
Почему Вы предложили съемки семейного фильма именно Александру Котту?
Александр Котт – человек, к которому я пришел и предложил снимать по многим причинам. Во-первых, он мощный режиссер. И еще - сам отец двоих детей. Причем отец, который всегда думает и заботится о своих детях. Он разбирается в детской психологии. Дети для него – не пустой звук. У Котта хороший опыт работы с актерами-детьми и вообще этот режиссер сделал уже очень много успешных медийных, драматических и развлекательных проектов. Он – большой мастер.
Что есть в «Чуке и Геке» для настоящего детского кино?
Повторюсь, конечно, но самое главное, что там есть, это приключения. Причем, сказочные приключения! Мама и дети едут через всю большую страну. В это время мы узнаем характеры наших персонажей. Условно, можно разбить фильм на 3 части. В 1-й дети едут, а вторые две - это их приключения, которые становятся все более интенсивными. Тонкость грани между реальностью и вымыслом заложена уже в 1-й части, по дороге к отцу, по дороге на станцию, которая называется «Счастье-1».
Кто написал сценарий для Вашего фильма?
Сценарий, на основе рассказа Аркадия Гайдара и предложенного нами плана действий, написал Владимир Аркуша, опытный сценарист, лауреат премии Ника. Конечно, писали сценарий совместно с режиссером. Придумывали довольно долго, идея появилась давно. Но, как придумали, написали довольно ритмично.
Вы чувствуете, что сейчас возник вновь какой-то интерес к советской литературе? С чем это связываете?
У нас интерес, прежде всего, к прекрасному рассказу. Аркадий Гайдар – замечательный автор, написавший чудесное произведение для детей. И это – уже достаточно оснований, чтобы к нему обратиться. Интерес, прежде всего, к сюжету, к истории. А ценности, заложенные в хорошей литературе (прошу прощения за высокие слова) – не меняются.
А, почему вы все-таки решили сохранить то время, 1939-й год, а не перенести историю в наше время и как-то ее осовременить?
А, зачем терять то, что хорошо и гармонично? Ну и, кстати, исторический момент будет больше чувствоваться в первой части фильма, а когда дети попадут в лес, зрители уже забудут о времени. Сказочный лес мы представим почти, как в «Хрониках Нарнии».
Где планируются съемки, какие локации?
Мы рассматриваем разные локации и места. Очень красивые есть в Карелии. Съемки только следующей зимой, но уже сейчас мы готовимся в экспедиции в разные уголки страны, где много снега, гор, леса и замерзших озер. В общем, окончательного решения по местам съемок еще нет.
Что сложнее: продюсировать кино или анимацию?
Производственные технологии разные. Главное в этом вопросе, конечно, аудитория, к которой вы обращаетесь. У нас, действительно, было много успешных анимационных проектов, рассчитанных на разные возрастные группы, мы понимаем, как работать с детской аудиторией, сейчас фильм рассчитан на аудиторию семейную.
То есть возрастное ограничение будет «0+»?
Не уверен. Ориентируемся, скорее, на «6+». В любом случае, фильм обязан соответствовать этому критерию. Важную роль в фильме играет музыка, чтобы сделать его праздничным. Не забудьте важнейшую вещь - наши герои едут к отцу для того, чтобы вместе встретить Новый год, и конечно, не смотря на все выпавшие им испытания, они добьются своей цели, семья окрепнет и все будет хорошо. Настоящая новогодняя история.
В качестве отца-геолога в картине планирует предстать Евгений Цыганов, а Юлия Снигирь заинтересована в роли матери, насколько уже известно. Актеры сами буду исполнять песни?
Это все вопросы, о которых пока еще рано говорить, да и раскрывать уже решенные моменты тоже рано. Нас ждет серьезный и долгий подготовительный период, подготовка по компьютерной графике, спецэффектам и период принятия окончательных решений.
Наверняка, многих интересует, кто сыграет главные детские роли? Кастинг уже начался? Он будет честным и по всей России?
Кастинг детский начнется весной. С детьми вообще сложно – они быстро вырастают. Мы даже планировали часть съемок в павильоне проводить летом, а натурные съемки зимой. Но вынуждены были от этой идеи отказаться, потому что за полгода ребенок может сильно измениться. Кастинг, конечно, будет честным. Мы ведь хотим хорошее кино, чтобы оно радовало зрителя. А, чтобы оно было таковым, все составляющие фильма нужно делать максимально честно и качественно.
У нас, в первую очередь, образовательный проект https://zeroplus.tv/news/ мы занимаемся кинопедагогикой, в том числе. Как вы считаете, способно ли кино, анимация учить, воспитывать детей и подростков? И нужно ли, вообще, это делать сейчас с современными детьми, учитывая то, что их, по большей части, воспитывает медиаконтент в интернете?
Конечно, способно, только делать это нужно с умом. Все хорошие фильмы, которые мы помним из детства, на нас серьезно повлияли. Моральные, этические коды, которые закладываются в отношениях между героями, стремление к достижению цели и так далее, тоже – воспитание.
Беседовала Юлия Сергеева