Новым «Приключениям Петрова и Васечкина» быть!

2855

Режиссера и писателя Владимира Аленикова знают практически все российские зрители, кому сейчас за 30. Но и не только они. Ведь современное поколение подростков также с удовольствием смотрят его яркие музыкальные фильмы – «Приключения Петрова и Васечкина», «Каникулы Петрова и Васечкина», «Биндюжник и Король», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история» и многие другие. Чем объяснить такую огромную любовь людей к этим фильмам? И то, что фильмы до сих пор живы? Одна из причин, пожалуй, состоит в том, что эти картины опередили тогда свое время. Их называли антипионерскими, американскими, сатирическими. Они выпадали из общепринятых рамок. К счастью, время не стоит на месте. И то, что раньше, возможно, вызывало недоумение, сейчас воспринимается «на ура», легко находит своего зрителя. Наш корреспондент поговорила с Владимиром Алениковым о состоянии детского и семейного кинематографа в России, о том, что нужно для того, чтобы кино было успешным у зрителя, а также о том, что в ближайшем будущем снимает сам мастер, и, когда же, наконец, ждать продолжения «Приключений Петрова и Васечкина»?



Владимир Михайлович, расскажите, над чем в данный момент Вы работаете? Я знаю, что пишете какой-то сценарий?

Да, я работаю над сценарием картины, которая пока называется «Только Локо!». Эта история посвящена памяти знаменитой хоккейной команде из Ярославля - «Локомотив», которая разбилась в 2011 году, 7 сентября. Трагедия произошла, когда самолет со спортсменами вылетал из аэропорта «Туношна» на игру в Минск. Погибло 44 человека - 37 пассажиров и 8 членов экипажа. Эту историю мы хотим рассказать через призму людей, которые были близки команде: болельщиков, невест погибших парней и людей, которые собирались на матч. Вся история полностью основана на реальных событиях. Идея возникла у меня несколько лет назад. Вдохновитель идеи, он же генеральный продюсер фильма, известный бизнесмен, меценат и инициатор многих культурных проектов в Ярославле, страстный любитель хоккея – Олег Жаров. В мае планируем начать съемки. Пройдут они, в основном, в Ярославле и в Москве. Небольшая часть - в Италии. Кастинг только начался. Предполагается участие целого ряда наших известных актеров.


Это будет фильм для детей и юношества?

Нет, не только. Это картина для самой широкой аудитории. Но, конечно, прежде всего для тех, кому интересен и важен хоккей. Думаю, что фильм многое откроет людям, далёким от этого явления.


Владимир Михайлович, что сейчас вообще происходит с отечественным кинематографом? Имеет ли право на жизнь само понятие – «современное русское кино» как явление, сформировавшееся и известное в мире? Сохранились ли какие-то национальные  коды, или мы полностью работаем «под Запад»?

К сожалению, такого интереса, как раньше, к русскому кино в мире нет. Единственный отечественный режиссер, который нынче всерьез котируется на Западе, это, пожалуй, Андрей Звягинцев. Его фильмы не только получают награды, но и активно раскупаются. Не так давно появился еще один молодой режиссер, вызвавший интерес на Западе, Кантемир Балагов. Но в целом широкого интереса к нашему кино я не наблюдаю.


Почему же так происходит?

Был довольно продолжительный период, когда наше кино сильно потеряло свой высокий художественный уровень. При советской власти, как бы мы ее ни ругали, отношение к кино, как к детскому, так и взрослому, было очень серьезное. На всех студиях существовали худсоветы, редактура. В худсовет входили лучшие специалисты кино отрасли. И любой проект «проходил» через такой худсовет. Очень многие наши картины достигли высочайшего уровня, в частности, благодаря помощи таких худсоветов. Даже такой шедевр, как «Белое солнце пустыни».


То есть было талантливое сообщество заинтересованных людей, которые друг друга поддерживали, а не «топили», как сейчас?

Ну, конечно. А во время перестройки и гласности все это рухнуло, ухнуло. Редакторов кино тоже не стало. Эти институты практически пропали, и стали возникать слабые и некачественные картины. У кого были деньги, тот и снимал. Поэтому интерес к нашему кино угас. Очень трудно его возродить.


Что нужно, какие составляющие для того, чтобы снять хорошее кино?

Два главных компонента – это яркий сценарий и талантливая режиссура. А актеров прекрасных у нас хватает. Может, и нет пока мировых звезд, но вполне крепких профессионалов более чем.



Хватает ли талантливых детей актеров? Складывается впечатление, что одни и те же лица кочуют из проекта в проект. Раньше кастинг-директора не ленились, ездили по школам, по городам России, чтобы найти нужного мальчика или девочку для проекта…

К сожалению, да. Есть такая проблема. Возрождение отечественного кино идет медленно. Хотя я оптимист. И верю, что ренессанс когда-то произойдет.     


Сейчас на студию Горького пришло новое руководство. Может, с его приходом что-то изменится? Вы примете предложение о сьемках, если Вам поступит?

Конечно. У меня за последние годы вышло немало новых книг, в том числе детских. И, в частности, различные продолжения «Приключений Петрова и Васечкина». Герои книг попадают в Антарктиду, в Африку, в Колумбию. По одной из последних книг, где они в горах Кавказа пытаются спасти Лермонтова, написан сценарий. Это один из важных для меня проектов.


То есть, это будут «Новые приключения Петрова и Васечкина»?

Да. Большое весёлое музыкальное кино. И я даже предполагаю задействовать там уже наших взрослых актеров Егора Дружинина и Дмитрия Баркова.


Я знаю, что у вас выходит в прокат новый фильм?

Да, это картина «Странники терпенья» по моему одноименному роману. Это довольно необычный психологический трилле о гении и злодействе, о любви и ненависти. Премьера фильма состоялась год назад на Всемирном Монреальском кинофестивале, где фильм получил свою первую награду. В главных ролях Константин Лавроненко и замечательная молодая польская актриса Майя Сопа. Картина должна выйти в прокат 30-го апреля. Прокатывает фильм компания «Кинологистика».


Как Вы подходите к выбору сценариев? Насколько избирательны? Что сейчас в работе?

Редко соглашаюсь на то, что мне предлагают снимать, присылают. Я прочитываю, расстраиваюсь и не соглашаюсь. Мне не интересен ширпотреб, мейнстрим. Больше занимаюсь авторским кино, но для широкого зрителя. Хороший сценарий, увы, найти сложно. Обычно сам пишу. Не так давно я написал сценарий короткого фильма «Классная любовь» для моей Детской Академии Кино (прим. авт. - International Kids Film Academy CINEMAGIC), его сняли мои ученики-дипломники ВГИК, и этот фильм купил у нас канал «Карусель». А совсем недавно подписано соглашение с «Аэрогрупп» о включении этого фильма в развлекательный контент на всех международных линиях компании «Аэрофлот» и компаний партнеров. Также в Риге заканчиваем работу над полнометражным фильмом для подростков «Шанс молодым», где снимались также дети – актеры Детской Академии Кино CINEMAGIC.



Интересно, как вы сами свои работы воспринимаете через много лет?

Любое кино, конечно, стареет. И всё-таки некоторые картины остаются. Дело даже не в том, как я их воспринимаю, а как их воспринимают люди. На сайт www.vasechkin.ru, который существует уже больше двух десятков лет благодаря своему неизменному редактору Николаю Назорову, по сей день заходят и сегодняшние подростки, пишут мне восторженные письма. Значит, наверное, что-то есть в этих фильмах, не зависящее от времени. То же самое происходит с «Биндюжником», с «Улыбкой Бога». Хорошая картина, как хорошее вино, не портится от возраста. Даже наоборот, ценность такого фильма с годами только возрастает.


А Вам самому все же, что больше нравится снимать – детское или взрослое кино?

Я – жанровый писатель и режиссер. Курс, который я веду в Академии Михалкова, так и называется – «Режиссура жанрового кино». Меня интересуют чистые жанры. Особенно те, с которыми я ещё не работал в кино. Например, хоррор. Мне интересен тот или иной проект не потому, что это детский или взрослый фильм, а потому, насколько трогает меня или нет история, которая там рассказывается. У нас, к сожалению, не развито жанровое кино. Не хватает настоящих мелодрам, триллеров, мюзиклов, хоррора и так далее. Кроме того, мне кажется, сегодня сильно не хватает картин о наших современниках, о людях, проживших и проживающих удивительные по драматизму и даже героизму жизни.


Как Вы считаете, достаточно ли детских фестивалей в России? Как оцениваете их уровень?

Дело не в самом фестивале, его организации, а в том, что там показывают. Допустим, фестиваль «Герой» в Красноярске стал Международным, и сейчас у него больше возможностей. Если ориентироваться только на отечественное детское кино, то с ним дела обстоят не очень хорошо.


Вам не кажется, что нужен некий фильтр, инструмент от лица государства, школы, который мог бы как-то ограничить поток низко художественных фильмов?

В Америке ни одна картина не выходит на экраны без лицензии Киноакадемии, которая даёт определённый рейтинг, на какой возраст этот фильм рассчитан. И это правильно. Если же говорить об эстетических категориях, то это дело воспитания вкуса. Уберечь от мусорного потока невозможно, труба открыта, и оттуда льётся и льётся. И вы не можете этот поток перекрыть. Вы можете только прививать вкус. Это уже обязанность семьи, родителей, педагогов. Вы также не можете ввести цензуру. Это исключено, как бы ни хотелось. У нас свободный рынок, и каждый имеет право на этом рынке представить то, что он хочет, на продажу. Получается, что своего зрителя нужно «вырастить». И единственное, что можно реально делать – это воспитывать художественно-эстетический вкус у потребителя. Я верю, что это возможно. Я вообще верю в нашего зрителя, ведь я очень много езжу по стране и встречаюсь с людьми. И, будучи оптимистом, полагаю, что всё, в конце концов, устаканится, и кино наше действительно возродится в полной мере.


Беседовала Юлия Сергеева