Фильм немецкого кинорежиссёра и сценариста Вернера Херцога длится менее 14 минут, однако этого времени вполне достаточно, чтобы прочувствовать боль юного Мартина. «Уходи в свою будку, дурак», — вот что слышит мальчуган от других ребятишек в детском саду.
Кто-то скажет, что дети злы, дети жестоки, но может быть, они лишь зеркало всего общества? Может быть, эти маленькие люди просто повторяют поведение взрослых?
Что не так с Мартином
Дырявые носки, неприятный запах, попкорн на завтрак, обед и ужин — вот причины, по которым с парнишкой никто не хочет играть. Вернее, поводы. А истинные причины, наверное, кроются в социальном устройстве и психике человека.
Но почему малыш неряшливо одет и плохо питается? Жуткое объяснение: у мамы рак. Она почти не встаёт с постели. Казалось бы, у Мартина есть папа, который должен позаботиться о сыне. Однако про мужчину режиссёр сообщает нам всего один факт, которого, впрочем, хватает, и даже слишком: отец бьёт Мартина.
Жизнь мальчика ужасна. Мать больна, отец жесток, дети загоняют в конуру, игнорируя все попытки наладить отношения. Есть единственная отрада: говорящий ворон Макс.
Вопросы для размышлений 👇
✅ Почему в детском коллективе появляются изгои?
✅ Не является ли это отражением отношений среди взрослых?
✅ Как избежать подобных ситуаций? Кто может помочь?
✅ Сильно ли страдают изгои или всё зависит от конкретного человека?
✅ В чем разница между одиночеством и уединением?
✅ Всегда ли изгои одиноки?
Всем нужны друзья
Удивительно, но даже в такой обстановке Мартин не сдаётся и продолжает искать сочувствие и понимание, продолжает искать друзей. И провидение награждает его.
Обстоятельства складываются так, что в гости к Мартину приходит Николь — девочка из детского сада, которая раньше отталкивала и унижала мальчишку (так вели себя все, и она тоже, считая, что это правильно, это нормально. А разве ей кто-то сказал, что надо делать иначе?). И оказалось, что Николь нравятся и Макс, и Мартин.
Мартина приглашают домой к девочке, где ему помогает её мама. Более того, отважная девчушка не боится заявить в детскому саду: «Мартин — мой друг», таким образом противопоставляя себя всем остальным и защищая того, кому нужна защита. В этот момент фильма так и хочется вскрикнуть: «Браво, Николь, браво!».
Но и Мартин достоин такого самоотверженного поступка. Он умеет быть благодарным и отдаёт своей новой (и пока единственной) подруге самое ценное, что у него есть — говорящего ворона. И это не конец истории: Николь становится для Мартина не просто другом, а проводником в мир других детей. Они принимают его, собирают деньги и делают приятный подарок, вдруг осознав, что Мартин такой же, ничуть не хуже их самих. Изгоя больше нет.
Вопросы для размышлений 👇
✅ Почему Николь поступила так? Может быть, дело в позитивном примере матери?
✅ Почему дети все-таки стали дружить с Мартином?
✅ Как, по-вашему, события будут развиваться дальше?
✅ Могла ли подобная ситуация произойти на самом деле?
Фильм «Никто не хочет со мной играть» нельзя назвать полностью игровым. Это не выдумка, ведь во время подготовки к съёмкам Вернер Херцог побывал в реальном детском саду в Мюнхене и поговорил с малышами, истории которых вошли в сценарий.
Всё это произошло почти полвека назад, но согласитесь, проблема остаётся актуальной для детей по всему миру. И значит, остаётся актуальным и фильм, который мы рекомендуем к просмотру и обсуждению. Он может стать отличной основой для киноурока в школе или беседы в семейном кругу.
Действуйте, и пусть не будет изгоев, а будут друзья.