Киновоспитание

«У всех нас есть сокровища, которыми нужно делиться»: интервью с режиссёром мультфильма «Взгляни на полевые цветы»

15 января 2025
6 мин.

О чём самый необычный и философский мультфильм XI международного кинофестиваля «Ноль Плюс»? Спрашиваем у автора картины «Взгляни на полевые цветы» - Константина Ритца.


Что вдохновило вас на то, чтобы рассказать эту историю?


Константин Ритц: Тема, лежащая в основе фильма, — это наши взаимоотношения с творческой сущностью, Богом, если хотите. Я верю, что Он приглашает всех нас установить с Ним личный, тесный духовный контакт, который дает нам веру в любовь и милосердие.


Можно ли сказать, что мультфильм «Взгляни на полевые цветы» о бессмертии искусства и, следовательно, о вечности человека?


Константин Ритц: Я бы сказал, что он скорее о бессмертии творчества и вечности жизни. Люди смертны, но им предлагается принять участие в создании бессмертного мира. Наш Создатель хочет, чтобы мы были со-творцами этой вечной Жизни. Потому что для Него это имеет смысл только в том случае, если он поделится этим с нами.


Почему же в мультфильме люди, «со-творцы», разрушают то, что создают?


Константин Ритц: Это целая библейская история, которую я хотел исследовать через призму взаимоотношений между Богом и людьми.

Вы спрашиваете меня, почему персонажи в фильме разрушают то, что создают? Я не думаю, что люди что-либо разрушают. Просто, когда они соприкасаются с источником жизни, они способны творить, и мир становится плодородным. Но когда они перестают заботиться об этой связи, мир перестает обновляться. Он стареет и высыхает.


В фильме зритель наблюдает за странным мальчиком. Какую роль в мультфильме играет этот образ?


Константин Ритц: Дело в том, что Бог не хочет оставлять все как есть. Поэтому Он делает Себя очень маленьким, идет к людям и предлагает им снова вступить с Ним в личный контакт, с помощью которого каждый может стать творцом своей жизни. Таким образом, маленький ребенок в фильме представляет собой проявление оригинального творческого существа, идущего нам навстречу.

Кадр из мультфильма «Взгляни на полевые цветы»

Каждый может воспринимать этот мультфильм в соответствии со своими знаниями, возрастом и опытом. Можно ли сказать, что «Взгляни на полевые цветы» может быть непонятным, но в то же время он очень эмоционально воспринимается зрителем?


Константин Ритц: На самом деле, я хотел предложить что-то чувственное, что апеллировало бы к эмоциям, а не к интеллекту. Моя духовная жизнь — это скорее плод чувственного опыта, чем долгих размышлений. Я пытаюсь пробудить разум сердца. 


Как вы и сказали, фильм в некотором роде непонятен. Это было не совсем то, чего я хотел, и я несколько раз пытался вернуться к ясному повествованию. Вы можете почувствовать эти попытки, которые иногда получаются немного неуклюжими. В конце концов, я согласился позволить фильму жить своей собственной жизнью.


Чему полезному могут научиться дети из этого мультфильма?


Константин Ритц: Разговаривая с детьми после фильма, я заметил, что они очень чувствительны к переменам. Они задавали мне много вопросов о том, как сад превратился в пустыню, и считали, что герои были глупцами, раз позволили этому случиться. На них также произвел большое впечатление солдат, который сначала завораживает, а затем внезапно пугает. Я думаю, они понимали, что все может измениться к лучшему или к худшему. Ничто не высечено на камне, все хрупко. Я желаю, чтобы эта идея продолжала развиваться, побуждая их заботиться о прекрасном. К сожалению, многие из них вырастут в мире, который больше похож на пустыню, чем на сад. Из-за войны, загрязнения окружающей среды, индивидуализма... Я бы хотел вдохновить их стать цветами, которых не хватает в их окружении.


Кадр из мультфильма «Взгляни на полевые цветы»

Полевые цветы — это внутренний мир героини. Вы сравниваете человека с живым растением, потому что он тоже может приносить красоту, радость, счастье, нежность, любовь?


Константин Ритц: Да, «Полевые цветы» — это, в некотором смысле, душа героини. Для меня образ растений вызывает воспоминания, потому что он олицетворяет как красоту - простую, чистую красоту – хрупкость, так и устойчивость. Наша душа может быть живым садом или стерильным местом. Мы все можем чувствовать себя сухими и изможденными, но семена способны снова расцвести, даже когда их уже не ждут.


Есть ли смысл в том, что этот символический цветок не может расти без удобрений (несчастий, неприятностей, испытаний)?


Константин Ритц: Именно там, где мы наиболее уязвимы, мы и наиболее открыты. Я верю, что Создатель понимает это и часто приходит к нам через наши раны. Если героиню фильма трогает потерянный ребенок, который стучится в ее дверь, то это потому, что она помнит свое собственное чувство покинутости, когда умерли ее родители. И именно приветствуя этого маленького незнакомца, она сможет открыться внешнему миру и, наконец, начать жить своей жизнью.


Произведение искусства всегда часть личности автора. Вы много говорите о добродетели. Есть ли у вас интересы помимо кино и анимации?


Константин Ритц: Помимо анимационного кино, я также активно участвую в социальной сфере. Я работаю в саду с умственно отсталыми людьми. Мы вместе выращиваем овощи и цветы, это очень важно. Я многому учусь у этих людей, они вдохновляют меня. Мне нравится их искренность и простота моментов, которые мы разделяем. Я думаю, отсюда и желание прославлять хрупкость, а также мой вкус к странным и ущербным персонажам.


На самом деле, все мы по-своему странные и ущербные персонажи. И у всех нас есть сокровища, которыми мы можем поделиться.

11
2

Похожие статьи

Смотреть