Рецензии

Анимационный байопик от Сальвадора Симо или что такое творчество?

24 мая 2024
5 мин.

Лента «Бунюэль в лабиринте черепах» — отличное доказательство, что анимация создается не всегда для детей. Никаких забавных персонажей, никаких упрощений и почти никаких ограничений. Всё очень жёстко и временами жестоко, предельно реалистично и откровенно.

Она повествует о непростом периоде в жизни молодого и бескомпромиссного режиссера Луиса Бунюэля, который отправляется в Испанию, чтобы снять документальный фильм «Лас-Урдес. Земля без хлеба». И некоторые яркие эпизоды из картины 1933 года вошли в мультфильм — неожиданный ход и как минимум интересный формат.


Немного истории

Первая слава пришла к Бунюэлю после его совместной работы с Сальвадором Дали. Они сняли короткометражный сюрреалистический немой фильм «Андалузский пёс». Скандальный, провокационный, шокирующий, но именно благодаря ему Бунюэль получил признание коллег.


На премьере в 1929 году в Париже присутствовали самые известные деятели искусств того времени, в том числе Пикассо, Ле Корбюзье и Кокто. После успешного дебюта Дали и Бунюэля приняли в группу сюрреалистов, возглавляемую поэтом Андре Бретоном.


А вот дальше в жизни Бунюэля всё было куда менее триумфально. Уже в одиночку, без Дали (хотя на этот счёт есть разные мнения) он снимает картину «Золотой век», которую общественность, мягко говоря, не приняла. Залитый чернилами экран, погром в кинотеатре и даже дымовые бомбы, а затем запрет ленты...

Миссия «Изменить мир»


Примерно с этого момента и начинается сюжет анимационного байопика от Сальвадора Симо и его интернациональной команды. Это биографическая лента 2018 года, история Луиса Бунюэля, который верил, что искусство должно менять мир к лучшему, словно прожектор высвечивая человеческие пороки и социальные несовершенства. Подобной точки зрения многие его коллеги не разделяли уже тогда, и споры о смысле творчества продолжаются до сих пор.


В 1932 году Луис возвращается в родную Испанию из Франции, подарившей ему славу и разочарование. Он хочет рассказать об отдалённом горном регионе Лас-Урдес, где люди умирают от нищеты, голода и болезней, где много горя и отчаяния, где жизнь невероятно тяжела, почти невыносима.


Но денег на очередной творческий эксперимент у Луиса нет. Выручает друг Рамон Асин, выигравший крупную сумму в лотерею и отдавший её Луису — такова легенда, которая вполне может быть правдой. Спойлер: судьба Асина трагична.

Итак, теперь создание документальной ленты, призванной открыть обществу глаза на проблемы Лас-Урдеса, возможно. И Бунюэль сколачивает небольшую съёмочную группу, однако её участников, а заодно и местных жителей смущают некоторые методы работы режиссёра.

Мультфильм на подумать


«Бунюэль в лабиринте черепах» — анимационный фильм с вкраплениями документальных кадров, который вряд ли стоит показывать маленьким детям. А вот смотреть взрослым, подросткам, молодёжи, пожалуй, можно и нужно. Хотя бы для того, чтобы поразмышлять о социальном устройстве и других важных вещах.


✅ Всё ли в мире справедливо?

✅ Может ли искусство помочь людям?

✅ В чëм ответственность творческой личности перед обществом?

✅ Какие примеры позитивного влияния искусства вы знаете?

✅ Представляет ли искусство ценность само по себе, даже если не приносит какой-либо очевидной пользы?

Всё сложно


Гражданская ответственность творцов вообще и Бунюэля в частности — это далеко не единственная тема мультфильма. Немалую часть занимают эпизоды, связанные с внутренним миром творческой личности, с переживаниями, страхами, комплексами.

Так, например, Луиса Бунюэля явно преследует образ отца, которому постоянно необходимо доказывать своё значение, свою самостоятельность — детская травма, которая мучает взрослого мужчину. Появляется в ленте и мать Луиса, у которой особая роль. В сознании режиссёра она предстаёт символом жизни, всего сущего, начала всех начал. Впрочем, вы, может быть, найдёте и другие месседжи.


Не обошлось также без странной фобии, с которой приходится бороться: Луис боится петухов. Ему снятся кошмары, которые заставляют задуматься зрителей, а не является ли дар творчества проклятьем. «Бунюэль в лабиринте черепах» — работа неоднозначная со множеством самых разных мотивов, отсылок и смыслов, при этом не лишённая юмора. В общем, всё как в жизни, где трагедия всегда идёт об руку с комедией, горе соседствует с радостью, а слëзы сменяет смех. Всё сложно.


Отдельных размышлений заслуживает название ленты. Что за лабиринт имеется в виду? Наверняка это не только узкие улочки горных селений. Вполне вероятно, это что-то другое… И ещё момент, о котором нельзя не сказать — прекрасная музыка, за которую мультфильм неоднократно отмечали на различных фестивалях.


Судьба Луиса Бунюэля после его документального эксперимента «Лас-Урдес. Земля без хлеба» складывалась непросто. Были скандалы, были конфликты, было много работы и очень много творчества, а потом как из рога изобилия посыпались самые престижные мировые награды. Но об этом, наверное, когда-нибудь снимут новые мультфильмы. Мы подождём.


41
0

Похожие статьи

Смотреть