О чем говорит кадр? Часто мы смотрим фильмы, предаваясь сюжету, а не знакам, которые транслируются на нашем экране. Каждый фильм таит в себе многозначный знаковый характер текста, который важно уметь считывать, чтобы понимать образные смыслы. Как это наглядно делать - помогут фильмы Микеланджело Антониони.
Микеланджело Антониони - один из классиков итальянского кино, который внес большой вклад в изменение киноязыка. Его фильмы - это особый визуальный текст, состоящий из символов и знаков, которые выражаются в постановке кадра, выбора цвета и построении сюжета. Его кинокартины отличаются от большинства фильмов, которые мы смотрим сегодня. В них минимум диалогов, нет структуры и элементов сюжета (часто отсутствует завязка и развязка), нет определенного развития героев. При этом, его фильмы обладают удивительным визуальным языком - невероятно красивым и многозначащим. Его киноязык выражает внутренние переживания человека с помощью «мира вещей» на экране.
Некоторые особенности семиотического языка в фильмах Антониони:
Использование холодных и тусклых цветов. Антониони показал, как кинорежиссер может стать настоящим художником. Пытаясь выразить весь психологизм персонажа, режиссер обращается к цвету. Например, различные оттенки холодного и тёмного применяются, чтобы передать эмоциональное состояние: грусть, отчаяние, разочарование героев. Желтый цвет - демонстрирует все ядовитой и токсичное: дым из трубы, грязная вода. Поэтому зритель зачастую смотрит фильм не своими глазами и даже не глазами режиссера, а взглядом героев.
Пустые пространства. Пустота, как правило, создает чувство одиночества и изоляции. Антониони не случайно пытается погрузить своего героя в одинокий мир. Это не просто подчеркивание его душевного состояния, но и символ бессмысленности его пути. Герой всегда куда-то бежит или что-то ищет, но в итоге все персонажи прибегают к своему месту старта, не находя выхода. Показанная пустота тоже имеет смысл. К примеру, пустынные пространства в фильме «Профессия: репортёр» являются символизмом того, как герой застревает в своем мире, из которого никогда не сбежать.
Особенности композиции. Изображение в фильмах изобилуют смысловыми деталями, оттого выверенное совершенство кадра - это не просто способ показать зрителю красивую картинку. В фильме «Профессия: репортёр» можно увидеть многоуровневый подтекст. Герой Дэвид Локк не случайно работает репортёром. Антониони сравнивает профессию с характером и мироощущением героя. По мнению режиссера, журналистика - бессмысленное занятие, ведь ее главная цель - освещение событий, фиксация жизни. Антониони говорит, что жизнь невозможно зафиксировать в силу ее постоянной изменчивости. Дэвид Локк пытается зафиксировать жизнь, записывая интервью с африканским политиком, который говорит неправду. Локк не возражает и монтирует материал с точностью, не подвергая его сомнениям. Точно также, он решит стать другим человеком, думая, что хорошо смонтированная подмена поможет ему обрести новую жизнь.
Пример с видео. Перекладывая свою работу на настоящую жизнь, герой думает, что способен смонтировать новую реальность. Не задумываясь, он вклеивает свою фотографию в паспорт умершего человека. Герой хочет через подмену личности разорвать круг обыденности.
Длинные панорамные кадры, неспешные движения камеры и повторение одних и тех же эпизодов. Этими приёмами Антониони создает атмосферу медитативного замедления времени, чтобы зритель успел воспринять показанную ситуацию. В «Фотоувеличении» Антониони попытался визуально показать непостижимость для человека объективной реальности. Фотограф Томас, снимая в парке влюбленную парочку, при фотоувеличении кадра обнаруживает, что за свиданием скрывается убийство.
Пример с видео. О том, что реальность — иллюзия, говорят и финальные кадры фильма: группа молодых людей на джипе в маскарадных костюмах (похожих на мимов или клоунов) подъезжает к теннисному корту, и начинается игра, в которой нет ни мяча, ни ракеток. Мяч вылетает за сетку, где и стоит Томас. Поняв, чего от него хотят молодые люди, герой принимает «правила игры».
Автор: Никита Соловьёв