Внимание: есть нюансы
Впрочем, с мультфильмом не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Сюжет построен на взаимодействии мира живых и мира мёртвых, на экране разгуливают целые полчища скелетов, а это, согласитесь, не очень характерно для современной российской культуры. Часто ли вы вообще обсуждаете с детьми смерть как неизбежный конец каждого из нас, просто как факт, с которым ничего нельзя поделать — он есть? А участь умерших родственников? А возможное существование загробной жизни?
В некоторых семьях сложная тема не то чтобы табуирована, но как бы нежелательна. Зачастую люди не хотят размышлять о ней, предпочитая сходить на шопинг, «залипнуть» под сериал или вырастить морковь у себя в смартфоне. При этом почившие родные как бы автоматически выводятся из актуальной повестки. Есть и вовсе вопиющие случаи, когда смерть родственников скрывают от детей годами. Да-да, все делают вид, что дедушка или бабушка, тётя или дядя, мама или папа, например, куда-то уехали. Важный разговор переносится на потом, оттягивается под тысячами благовидных предлогов и в конечном счёте не происходит никогда.
Это правда. И дети вынуждены к этому как-то адаптироваться, мириться с инфантилизмом взрослых, их страхами, и, естественно, сами получают кучу комплексов, несут все переживания в собственное будущее, передавая эстафетную палочку психологических проблем из поколения в поколение. О смерти родного человека они, конечно, догадываются, а, может быть, находится «доброжелатель» — соседка, подруга, знакомый, который «открывает им глаза».
Но надо ли дожидаться такого исхода, который зачастую оборачивается психологической травмой и серьёзным конфликтом? Возможно, стоит постараться как-то изменить ситуацию? Тем более на планете есть у кого этому поучиться. Например, у жителей Латинской Америки, которые вспоминают почивших родственников и даже отмечают День мёртвых весьма своеобразно — не тоскуя, а радуясь, с яркими цветами и сладостями. Сделать процесс переосмысления максимально комфортным поможет анимация, точнее, мультфильм «Тайна Коко» от студии Pixar и режиссёра Ли Анкрича. По сути, история Мигеля, его живых и скончавшихся родственников — своеобразная психотерапия, если, конечно, подойти к просмотру правильно.
Мнение эксперта
Врач-психотерапевт Елена Томина: «Тема смерти в нашей современной культуре действительно табуирована. Многие её боятся, и даже мысли о конечности жизни вызывают страх, хотя он абсолютно иррационален. Рано или поздно мы все закончим свой земной путь. Бесполезно это отрицать, никто ещё не придумал способа жить вечно. Говорить с детьми нужно именно о том, что жизнь когда-то закончится, но она длинная и включает в себя много интересных событий. Тут не требуется специальной подготовки, но желателен повод: мультфильм, фильм, сказка, чтобы обсудить на примере. Обязательно без драматизма и сожаления, просто как факт. Ответить на вопросы, которые задаст ребенок, чтобы не было домысливания. Потеря близкого — это особая ситуация, это всегда кризис. Скрывать такую потерю от ребенка возможно какое-то время в силу обстоятельств, но затягивать не стоит. Если взрослым сложно самим провести необходимый разговор, можно воспользоваться помощью психолога. Важно прожить отчаяние, печаль, грусть, любые негативные эмоции, которые в данном случае имеют полное право на существование. И быть рядом, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым».
Настоящее искусство всегда про нас
Авторы «Тайны Коко» воздействуют на эмоциональные триггеры, причем не стесняются делать это сразу, с самых первых кадров. Мультфильм начинается с душещипательной истории об Имельде, прапрабабушке Мигеля, которую оставил супруг — он был музыкантом и захотел осчастливить своим творчеством весь мир. А как же семья? Как же малютка дочь, та самая Коко, в честь которой названа лента?
Интересно, сколько матерей-одиночек и детей, выросших в неполных семьях, всплакнули, только приступив к просмотру. Готовы ли ваши дети к такому? А вы сами? Что это: лишний шок или по-настоящему важные проблемы, о которых обязано говорить искусство? Вновь предлагаем решать каждому для себя.
Итак, предисловие окончено, и зрители переносятся в наши дни, поближе к трудностям Мигеля. У мальчишки нешуточный раздор в семье. Он, как и его прапрадед, любит музыку. А ещё у Мигеля есть знаменитый кумир — гитарист, певец, актёр Эрнесто де ла Круса, и парень буквально бредит экранными призывами «жить по зову сердца», «следовать мечте» и «ловить свой миг удачи». Но у семьи совсем другое мнение: после жестокого предательства музыка, а заодно и само упоминание о предке-музыканте под запретом. На протяжении десятилетий Ривера только и делают, что лелеют свою обиду и мастерят обувь, а о подлом беглеце вспоминает лишь его дочь Коко, превратившаяся в немощную, хотя и весьма симпатичную старушку, которой память изменяет всё чаще и чаще.
Мечтающий подросток, не похожий на окружение, и родные, которые не хотят его понять и принуждают сделать неприятный выбор. Вновь актуально, не правда ли? Вновь отзывается. Вновь про нас. Впрочем, сюжет может показаться избитым, шаблонным, но не спешите делать выводы — впереди путешествие в мир мёртвых. Добро пожаловать к покойникам.
Живее всех живых
Да, и это не единственный неожиданный поворот в мультфильме, который с каждой минутой всё больше похож на увлекательный экшен с элементами детектива. В День мёртвых Мигель пробирается в склеп Эрнесто де ла Круса, крадёт гитару, необходимую ему для участия в музыкальном состязании, и... становится, скажем так, призраком. Обычные люди больше не видят мальчугана, но зато его видят покойники, которые по волшебному мосту перебираются в наш мир, а он видит их.
Если вы не любитель ужастиков, то вряд ли когда-то ещё встречали столько скелетов в одном кадре. Мигель отправляется на тот свет и узнаёт, что там всё устроено весьма неплохо: сияют огни, играет музыка, показывают шоу. Впрочем, так здорово далеко не всем.
Некоторые покойники в опасности. Как ни странно, в мире мёртвых тоже есть нечто вроде смерти: жители потусторонней вселенной исчезают, если в нашем мире не остаётся никого, кто их вспоминает. И это трагедия. Ведь одно дело после смерти продолжать существовать в иной форме, наблюдать за своими потомками и даже навещать их, совсем другое — пропасть навсегда.
Несчастные, находящиеся под угрозой забвения, образуют общину, создают иллюзию родственных отношений, пытаются хоть как-то поддержать друг друга. И вот ещё одна возможность задуматься, а всё ли правильно мы делаем по отношению к умершим. Храним ли память о наших корнях, почитаем ли тех, кто дал нам жизнь, знаем ли о цепи, звеном в которой являемся…
Вдруг выясняется, что у обитателей загробного мира тоже есть чувства и желания: они переживают и страдают, любят и ненавидят, о чём-то мечтают и чего-то хотят. Более того, создаётся впечатление, что эти сущности, которые кажутся нам исчезнувшими, канувшими в небытие, даже живее некоторых реальных людей — так много в них эмпатии.
Далее Мигеля ждут новые невероятные приключения, увлекательные погони и потрясающие встречи. Он узнаёт, кто его настоящий отец, спасает семью от проклятья, наказывает злодея, восстанавливает справедливость и даже — о, чудо! — возвращает бабушке память, и всё это при помощи своего забавного четвероногого спутника, почивших родственников и, конечно, музыки, которая звучит на протяжении всей ленты. Хэппи-энд. Ура! Браво!
Уроки мёртвых и живых
Если вы дочитали до этого момента (поздравляем!), то, наверное, уже привыкли к противопоставлению мира живых и мира мёртвых. Но разве это правильно? Да, правильно. Это два разных мира, и живым не следует переступать черту раньше времени, живые должны жить.
Но это не вся правда. По крайней мере, не вся правда по версии режиссёра Ли Анкрича, его команды и ещё сотен миллионов землян. Согласно их парадигме, существует единое пространство, неразрывная ткань мироздания, цепь поколений.
И пусть цветочный мост из бархатцев (кстати, в Мексике их так и называют — Flor de Muerto, то есть «цветы мёртвых») появляется лишь на один день, но он всё-таки появляется, и значит, есть связь. Так же, как есть и наши обязательства перед ушедшими в загробный мир — долг помнить, долг знать, долг ценить, долг передать свои знания, воспоминания и ценности дальше, нашим детям.
Ещё один ключевой месседж «Тайны Коко» — роль семьи в жизни человека. Чтобы убедиться в этом, достаточно выписать фразы, лейтмотивом звучащие в ленте: «Родные должны быть друг за друга, и все за одного»; «Я горжусь прапрадедушкой»; «Нет на свете ничего важнее семьи»; «Главное, что семья вместе».
Так просто, и так важно. А проводником этих мыслей является Мигель, причем мальчишке удаётся убедить родственников по обе стороны моста. Происходит истинное примирение — и живых, и мёртвых, обида уходит, остаётся любовь. Всё так, как и должно быть.
Стоит ли смотреть мультфильм «Тайна Коко»? Если да, то с детьми какого возраста? В какой момент? Как выстроить обсуждение? Каким образом упоминать тему смерти и возможные трудности конкретной семьи? Всё очень индивидуально, но ясно, что это отличная возможность сделать наконец то, что надо сделать. А ещё ясно, что это должен быть деликатный и, вероятно, тщательно спланированный разговор любящих старших родственников с любимыми младшими. Желаем удачи!
P. S. Особые бонусы «Тайны»: знакомство с уникальной культурой, о которой в нашей стране известно не так много, прекрасный юмор от авторов Pixar, а также музыка, музыка и снова музыка.
Автор Алексей Кузнецов