Взаимоотношения в семье? Пожалуйста. Жертвенность, её границы и оправданность? Сколько угодно. Ксенофобия, боязнь или неприятие другой культуры? Всё это есть в мультфильме. Правила дорожного движения? И, как ни странно, снова да.
Может показаться, что при таком обилии тем Питер Сон, а вместе с ним и зрители обречены растекаться мыслию по древу, растворяться в смыслах. Но нет, лента вполне структурирована, а её создатели последовательны. Они ненавязчиво, легко, с добрым юмором предлагают огромный спектр возможностей. А уж пользоваться ими или НЕ пользоваться — решать нам самим.
Мир «Элементарно» населяют антропоморфные существа, представляющие основные стихии: огонь, воду, воздух и землю. А вся история крутится вокруг романтических взаимоотношений огненной Эмбер и водяного Уэйда. Думаете, что деление мира на элементы и тема любви абсолютно не схожих героев банальны? В этом Питера Сона и его команду упрекали многие критики и зрители, однако что плохого в вечном сюжете, если он воплощён изящно и профессионально?
«Элементарно» вызывает смех, вызывает слёзы, история держит внимание, заставляет сопереживать. И если не это признаки истинного произведения искусства, то что тогда? Мультфильм настоящий, он идет от сердца к сердцу, зритель ПОСЛЕ «Элементарно» немного другой, чем ДО «Элементарно» — вот что самое главное.
Добавим конкретики. «Элементарно» — это история семьи, которая вынуждена покинуть родину. В поисках лучшей доли пара огоньков прибывает в город Элемент-Сити, где у них рождается дочь Эмбер. С одной стороны, город напоминает суматошный и своенравный Нью-Йорк, где так же соседствуют районы, населённые мигрантами, представителями самых разных культур. С другой, аниматоров вдохновляли Венеция и Амстердам. Не имея возможности поехать туда в период пандемии, они часами смотрели видеообзоры европейских мегаполисов.
При этом, по словам Сона, образ Элемент-Сити ему навеяла лента «Римские каникулы». В общем, целое комбо, синтез впечатлений и воспоминаний. В авторском списке мотиваторов также такие романтические фильмы, как «Угадай, кто придёт к обеду?» (1967), «Власть луны» (1987), «Вам письмо» (1998), «Амели» (2001), «Моя большая греческая свадьба» (2002) и «Любовь — болезнь» (2017).
— Сама концепция этого города началась с Эмбер. Мы подумали: «Каким был бы город, который можно построить для поддержки пути Эмбер в познании своей личности и принадлежности?» — говорит Сон.
Так что всё неслучайно, совсем не случайно. Ну а главный источник вдохновения — собственная судьба Питера Сона. Его родители не являются коренными американцами, они, не зная ни слова по-английски, перебрались из Кореи в США, и там сын иммигрантов снял мультик о дочери иммигрантов.
— Мы лишь одна из многих семей, решившихся отправиться в новые земли с надеждами и мечтами, — все мы оказались в одной большой салатнице из культур, языков и прекрасных маленьких районов. Это и подтолкнуло меня к созданию «Элементарно». Это мультфильм о благодарности своим родителям и понимании их жертв. Оба моих родителя скончались во время его производства. Так что он очень эмоциональный, и я всё ещё это перевариваю, — признался Сон после окончания съёмок.
Чувствуете, как всë переплетено, как всё взаимосвязано? «Элементарно» — больше чем просто увлекательный мультик, очередной из. Это интимная история, рассказанная со всей искренностью. И именно поэтому она настолько проникновенна и так воздействует на зрителей. Поэтому и смех, и слёзы, и любовь.
Итак, Эмбер подросла и активно помогает родителям в открытой ими лавочке (похожий магазинчик под названием «Фрукты и овощи Сонов» в реальном мире появился в Бронксе усилиями семьи корейских переселенцев). Ещё бы, они столько сделали для дочки, и она чувствует ответственность, чувствует себя обязанной отплатить им. Правда, есть одна помеха: девчушка совершенно не умеет сдерживать свои эмоции и из-за этого практически разрушает семейный бизнес.
Тут-то в её жизни и появляется Уэйд. У него тоже не всë в порядке с самоконтролем. Но если проблема Эмбер — гнев, то Уэйда можно назвать слишком сентиментальным, впрочем, как и всю его семью, члены которой регулярно рыдают в три ручья, что логично — они же олицетворяют стихию воды. Бинго! У многих из нас есть сложности с эмоциональными проявлениями, так почему бы не поговорить об этом после мультфильма? Тем более что чувствительность Уэйда в конце концов оказывается спасительной.
Сперва Эмбер и Уэйд просто сотрудничают, но потом происходит нечто невообразимое: возникает химия, радикально различные герои влюбляются, хотя Эмбер и боится это признать. Пожалуй, любовь — это слишком горячо даже для неё. Или нет? А как отнесётся к этому отец? Он вряд ли обрадуется. Ведь «мудрый» родитель уверен, что дочь должна продолжать дело всей его жизни, а не крутить романы, тем более с водяным.
В общем, сомнения, сомнения и ещё раз сомнения. И это снова очень напоминает нашу жизнь. Как и сложности взаимодействия элементов разных стихий, нескрываемое неприятие и даже ксенофобия разных групп населения Элемент-Сити по отношению друг к другу, доходящая до сегрегации.
Похоже, американец корейского происхождения снял идеальную ленту для современного мира с его масштабными миграционными процессами, когда так трудно понять и принять что-то незнакомое. Актуальна она и для России с нашей религиозной и этнической неоднородностью, нашим вековым опытом налаживания межнациональных контактов.
Кстати, после многочисленных приключений и испытаний персонажи мультфильма находят способ мирного сосуществования, позитивного соседства. И это ещё один прекрасный урок для всех нас. Более того, с трудностями справляются не какие-нибудь супергерои со сверхспособностями, а обычные, скажем так, люди. Разве это не круто? Любопытно, что в зрительских чатах можно встретить упрёки и по этому поводу: кому-то по-прежнему нужны супермены. Ну что ж, на вкус и цвет…
Многие герои мультфильма проходят тяжёлый путь переосмысления. Так, Эмбер осознаёт ложность навязанных идеалов и обретает истинное призвание, а её отец с уважением принимает это решение и отпускает дочь. Вслед за ними меняется и весь район Огонëво (не путать с Бирюлёво, все созвучия случайны).
Особое удовольствие — проработанность деталей. К процессу Сон подошёл с восточной скрупулёзностью и дотошностью. Продуман город, продуманы образы (для формирования личностей аниматоры использовали диаграммы Венна), даже особый язык «огниш», над которым работал в том числе и Дэвид Дж. Питерсон, создававший языки для сериала «Игра престолов» и фильма «Дюна».
Потрясающий саундтрек, фирменные шутки Pixar, забавные титры, а ещё географические, исторические, химические и прочие пасхалки, щедро разбросанные авторами (ищите Гефеста, Марко и Поло, секреты превращения песка в стекло и так далее). Неоднозначную реакцию может вызвать финал, ведь у героев — вопреки зрительским ожиданиям — не появляется ребёнок, а этот вариант, к слову, всерьёз рассматривался. Некоторые члены команды хотели видеть малыша, состоящего из пара, но в итоге победил другой концепт. И это тоже можно и нужно обсуждать.
Вообще, «Элементарно» будто специально создан не только для удовольствия, но и для дискуссий, это супершанс обсудить то, что волнует именно вас, со своими детьми и родителями, возлюбленными и друзьями, братьями, сёстрами, учениками — хоть с кем. Поверьте, там есть о чём поразмышлять и о чём поговорить. Одним словом, маст-хэв. Ну а в заключение ещё одна цитата Питера Сона.
— Это мультфильм о наших отличиях, которые нас объединяют, но это ещё и история любви. Надеюсь, зрители лучше поймут свои потери в жизни между партнёрами, друзьями и семьями.
P. S. «Элементарно» — пример «спящего хита». Зрители не сразу оценили это творение, и на первых порах мультфильм, на который были потрачены колоссальные 200 миллионов долларов, не лучшим образом показал себя в прокате. Но постепенно сборы достигли полумиллиарда. Как и всякий шедевр, «Элементарно» требует времени.
Автор Алексей Кузнецов