Как и любое другое искусство кино – отражение действительности глазами автора. Исторически искусство еще на этапе устного народного творчества зарождалось, как способ познания окружающего мира, при помощи которого человек учился выживать и жить в гармонии с природой. Матери пели детям колыбельные и рассказывали сказки, которые должны были подготовить ребенка к взрослой жизни. Спустя тысячелетия в результате синтеза литературы, музыки, фотографии и живописи появилось то самое «седьмое искусство» – кинематограф. Но можно ли учиться с помощью кинематографа? Ответ лежит в истории зарождения медиаобразования.


Истории отечественного и мирового кинематографа уже более века. Первый профессиональный аппарат киносъемки «Синематограф» изобрели братья Люмьер в 1895 году: он совмещал в себе кинокамеру, копировальный аппарат для печати позитива и кинопроектор. Первый кинопроекционный аппарат появился в Российской империи в 1896 году. В этом же году был проведен первый кинопоказ в петербургском саду «Аквариум». Разработкой кинопроекторов «отечественного производства» занялись несколько лет спустя – в 1919 году был выпущены кинопроекционные аппараты «Русь». Именно в этот сложный и неоднозначный исторический период зарождалась связь кино и педагогики. 


В 1896 году «Русское техническое общество» провело серию лекций о возможностях использования кино в образовательных целях. В советский период истории за кинопедагогические методы взялись на государственном уровне. В. А. Луначарский писал: «Кино может бесконечно развернуть горизонты школы». Кино разогнало двигатель просвещения, его инструменты идеально подходили реформам массового образования СССР. Например, в 1935 году путем удачного присоединения микроскопа к киноаппарату впервые удалось воспроизвести на экране работу элементов сердца. Открывались студии и лаборатории: «Школфильм», «Вузфильм», «СоюзВузфильм» и др.  


Ответим еще раз на вопрос: можно ли использовали кино в обучении? С самого зарождения киноискусства в России – путь нераздельно связан с педагогикой. Кино использовалось на уроках истории, географии и биологии для наглядной демонстрации материала. В школьных кабинетах и вузовских аудиториях оборудовали кинопроекторы, школы ежегодно закупали киноленты. Позднее потребительская культура стала вытеснять просветительскую. Если уже в XIX веке поднимался вопрос о негативном влиянии кино на сознание зрителя, то культура блокбастеров и глянцевого кино утвердили эту тенденцию.  


Кино – мощнейший образовательный инструмент современности, но как применять его: для просвещения или для бездумного потребления зависит от проводника в мир знаний – педагога. Все подробности по ссылке (https://zeroplus.tv/compilation/kinopedagogika-dlya-vsekh).


🔹 Внимание. При записи на курс до 1 декабря 2024 года действует скидка 10 % по промокоду - НОЛЬПЛЮС


*На фотографии Александр Школенко на кинопоказе в образовательном кинотеатре «Ноль Плюс» в музейном комплексе им. И. Я. Словцова.