Кинопедагогика

Учебник по педагогике: «Республика ШКИД» в «Смотря как посмотреть»

02 июля 2025
6 мин.

Сто лет тому назад. По бескрайним просторам несчастной России, пережившей жуткое лихолетье революции и гражданской войны, скитаются бесчисленные полчища голодных, нищих, никому не нужных детей. Озлобленные беспризорники сбиваются в шайки и терроризируют население, опускаясь на самое дно общества. Спасти их, а значит и будущее страны, могут только педагоги, неравнодушные люди с большим сердцем. Вы уже догадались, что речь о сюжете по-настоящему легендарной ленты «Республика ШКИД».


У нынешних учителей, как ни странно, задача похожа – помочь детям, многих из которых тоже зачастую называют трудными и неуправляемыми. Да, всё меняется, и всё неизменно. Исторические параллели искали и находили Николай Данн и Пётр Агеев, посвятившие свою очередную встречу фильму, который Минпросвещения включило в список для показа учащимся 5-7 классов.

Всё наоборот


«Ах, зачем я на свет появился, Ах, зачем меня мать родила», – жалостливо выводят юные герои «Республики». Эта песня – своеобразный эпиграф к картине. И вот как трактует ее искусственный интеллект: «Фраза передает чувство одиночества, брошенности и безысходности. Она отражает душевное состояние человека, который не понимает, зачем он родился в такой тяжелой ситуации. В фильме эта строка звучит как крик души, как выражение тоски по нормальной жизни и семье. Она подчеркивает тяжелое положение беспризорников и их стремление к лучшей доле».


Наверное, нейросеть права. Однако у ведущих онлайн-киноклуба «Смотря как посмотреть» есть еще одна, альтернативная версия. В душещипательной песенке «несчастной» шпаны они услышали другие мотивы, которые – уверены кинопедагоги Николай Данн и Пётр Агеев – могут лечь в основу урока. Речь о поисках себя, своего места под солнцем. Ведь если чуть изменить вектор обсуждения, понимание ценности жизни, обретение смыслов и предназначения вытеснят жалость к себе, уберут негативный заряд горечи и обиды.


«Один из основных акцентов фильма – как выявляется талант и как ему дается возможность реализации, как мудрые учителя предоставляют ребятам свободу выбора. В этом плане за 100 лет, прошедших со времени описываемых событий, по сути ничего не изменилось: педагогу по-прежнему надо разглядеть талант, понять самому и донести до ребенка, зачем он «появился на свет», зачем его «родила мать». Более того, найти себя – главная задача человека в любых условиях и в любые времена», – отмечает Николай Данн.

Учебник педагогики



«Республика» – это фактически пособие для учителей и родителей, киноинструкция по воспитанию, в которой есть рецепты почти на все случаи нелегкой педагогической жизни. Что делать, если ребенок грубит? А если он дерется? А если ворует? И так далее, и так далее… Аналогии с «Педагогической поэмой» Макаренко очевидны, и фильм так же обязателен к просмотру, как книга – к прочтению. Причем ни лента, ни книга даже спустя столько лет ничуть не потеряли актуальности, ибо проблемы у учителей всё те же и конфликт поколений всё тот же.


«Педагог — это прежде всего борец», – говорит Виктор Николаевич Сорокин, утешая коллегу, пострадавшую от, казалось бы, совершенно неуправляемых воспитанников.


Борьбы в фильме действительно хватает. Бывшие беспризорники могут сбежать из школы, могут саботировать урок и даже могут устроить пожар или схватиться за пистолет. И с этим учителям, большинство которых, очевидно, из «бывших», забытые осколки царской России, приходится считаться, приходится, что называется, принимать меры. Но, несмотря на это, Николай Данн уверен, что работа педагога более напоминает не борьбу, а искусство – искусство создания личности, творческий процесс поиска и обретения человека.


И вся киноистория Викниксора, как «по-советски сокращённо» прозвали ШКИДовцы директора школы имени Достоевского, это подтверждает. Он буквально выковывает, вылепливает из малолетних хулиганов и воров настоящих людей – добрых, справедливых, талантливых.

Верьте в детей


Метода Сорокина проста – доверие. Он верит Мамочке, когда отпускает его с деньгами за кислородной подушкой. Верит Оффенбаху и его министрам, затеявшим демократию в «школе полутюремного типа», как казенно классифицируется ШКИД. Верит, даже когда крадут и когда обманывают. Бесконечно верит, верит, верит… Но при этом не заигрывает и не лебезит, как, например, учитель словесности, распевающий с учениками вульгарные куплеты.


Викниксор тверд и принципиален в своем доверии. Он честен и последователен. А еще он видит не серую агрессивную массу, как многие – имя им легион! – госслужащие и обыватели, он видит каждого, и в каждом видит личность, причем равную себе. Дети это прекрасно чувствуют, откликаясь на доверие и уважение. Разве это не лучший пример для современных коллег Виктора Николаевича? Верьте в детей, верьте детям, и всё получится, они не подведут, а если даже и так, то всё равно вера лучше всего остального.


Тут все основы конфликтологии. В фильме отлично показано, как от противостояния перейти к творческому процессу, как перестать ссориться и начать договариваться, как заменить разрушение на созидание. Много эпизодов, примеров, какие вызовы, какие неприятности могут устроить дети и как с ними достойно, не теряя лица, справляются учителя. Ленту можно смело брать для классных часов, показывая ребятам, что находить общий язык и развиваться можно в любых обстоятельствах, – советует Николай Данн.

По смысловой наполненности «Республика» глубже, чем «Матрица», уверен создатель системы «Ноль Плюс». Что ж, это правда. В фильме множество самых разных посылов, которые можно и нужно разбирать подробно. Чего стоят, например, своеобразный кодекс чести беспризорников или их нравственная трансформация, которая совершается по ходу сюжета.


Только представьте, каким интересным может получиться урок на эти темы, причем не только для детей, но и для педагогов – в рамках специальных профессиональных кинопросмотров. В общем, если в списке Минпросвещения есть ленты, которые были включены оправданно, то это точно про «Республику ШКИД». И напоследок: может быть, Викниксор действительно борец, только борется он не с детьми, а за детей, за их души?


P. S. А в качестве послесловия оставим комментарий одной из зрительниц онлайн-киноклуба Альфиры Пакшинцевой: «Викниксор пытался не дрессировать детей, а достучаться до них. И здесь речь не о формальном подходе к воспитанию. У него получилось заглянуть в душу ребёнка, а дети позволили ему поздороваться с их душой».


P. P. S. Как же прекрасен Сергей Юрский, не правда ли?



Автор: Алексей Кузнецов

106
5

Похожие статьи

Смотреть