Кинопедагогика

Хочу как в фильме: как кинопедагогика может помочь в профориентации ребенка?

26 сентября 2024
6 мин.

Недавно на экраны вышел комедийный триллер «Каскадеры» от режиссера и бывшего каскадера Дэвида Литча. Несмотря на жанровую легкость и юмор – важной канвой, связывающий весь фильм, стала сложная и опасная профессия «каскадера». Внутренняя кухня кино открылась зрителю, которому показали, как выполняются трюки и создаются спецэффекты.


Художественный образ, как поиск своих интересов


Вопреки критике о том, что художественные фильмы не несут никакой ценности, потому что имеют малую схожесть с реальностью, можно с уверенностью сказать, что они и есть главный толчок заинтересованности к какой-либо профессии. «Каскадеры» - один из них. Конечно, не каждый родитель будет рад такому выбору своего чада. Для этого существует масса других художественных фильмов.

Как правило, художественных образ – самая яркая деталь, которая может повлиять на наш выбор в будущем. Этот образ может содержаться как в нестандартном и уникальном герое, так и в запоминающихся сценах. Причем у каждого поколения есть свои кинообразы. Например, у старшего это: путешествия с Алисой и мечты о покорении космоса, опасные и хитрые игры Штирлица, задумчивые и внимательные учителя «оттепельных» фильмов. Возможно, эти образы для кого-то и не стали ориентиром в профессии, но при этом хоть раз, да вспоминались.

Другое дело, что если советские фильмы выводили конкретный образ профессионала важнейших профессий, как научных, так и гуманитарных, то сегодня эти грани стали намного шире, а герои –– противоречивей. Советский кинематограф пытался выдать идеальный образ работника, на которого нужно было равняться, пример таких: учитель Илья Мельников («Доживем до понедельника»), сталевар Александр Савченко («Весна на заречной улице»), конструктор Андрей Башкирцев («Укрощение огня»).


Сегодня мировой кинематограф, включая российский, делает ставку на внешнюю обертку. Такой образ может быть далеко не идеальным, а иногда и полностью отрицательным. Стоит ли из-за этого исключать современные художественные фильмы для просмотра детям? Нет. Главный аргумент –– они пробуждают наш интерес. Единственное, что важно контролировать родителю – это возрастная категория фильма. К примеру, космическая фантастика вроде «Интерстеллара» и «Марсианина» будет доступна подросткам от 16 лет, и, скорее всего, они увидят ее уже без родительского совета. А вот ребятам помладше можно посоветовать «Человек на луне» (2018), анимационный мультфильм «ВАЛЛ-И» или советскую классику «Москва-Кассиопея».

Художественное кино показывает только те варианты той или иной профессии, которые создал режиссер. Конечно, если судить все о кухне только из «Рататуя» или изучать медицину по «Доктору Хаусу» вряд ли можно стать специалистом в одной из этих сфер.


Тем не менее в таких фильмах содержится множество линий развития интересов для любого ребенка или подростка. К примеру, в том же сериале «Доктор Хаус» вы узнаете о реальных болезнях и познакомитесь с медицинскими терминами. Некоторые неточности пойдут тоже на пользу. К примеру, все врачи в сериале – универсалы. Доктор и его ассистенты сами берут анализы, проводят сбор крови, делают любые обследования. Такое заблуждение открывает большой мир медицинских профессий, показывает разные методы диагностики заболеваний.

Другой важной особенностью художественного фильма являются его безграничные рамки повествования, которые оказываются шире одной профессии. В основном это работает уже на фильмах, рассчитанных на более взрослую аудиторию. К примеру, «2001: Космическая Одиссея» может заинтересовать вас не только точными науками, но и философией. «Одержимость» показывает не только историю преодоления, но и погружает в огромный и сложный мир музыки. Или совсем не детский «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» говорит и показывает вовсе не о журналистике, а о одном безбашенном исторически-временном отрезке времени рок-н-ролла, хиппи и несбывшихся иллюзий.


В детских и подростковых художественных фильмах работает та же система. Включая советский фильм «Переходный возраст», мы видим, как на фоне химических экспериментов девочка учится таким чувствам как: любовь, понимание и доверие. Или взять популярную трилогию «Назад в будущее», где помимо различных изобретений, главный герой путешествуют во времена Дикого Запада и эпохи «рокабилли».

Документальные фильмы, как погружение в профессию

В отличие от художественного кинематографа, который призван вас заинтересовать, воодушевить, задуматься и помечтать, документальное попробует дать ребенку или подростку конкретный ориентир.


После художественного кино, не имея хоть какой-то практики, вряд ли можно даже приблизительно представить, что из себя представляет профессия. Документальное кино помогает донести до подростков идею, что правильный выбор профессии, возможно, определит их взрослую жизнь. Если художественное кино помогает определиться подростку с тем, чего он хочет и что ему нравится, то документальное предлагает спросить у себя, сможешь ли ты преодолеть все препятствия и нужно ли тебе стремиться к итоговой цели.


Например, в образовательном кинотеатре «Ноль Плюс» можно найти множество хороших фильмов и мультфильмов, которые не просто рассказывают о профессии, но и помогают взглянуть на ее практические стороны, разузнать внутреннюю кухню. В кинотеатре представлены различные сферы труда: искусство, наука, биология, социальная служба, технические профессии, спорт и многое другое.

При просмотре документальных фильмов о профессии, ребенок получает информацию не только о конкретной специальности, но и о том, какой путь проходит человек на пути к своему профессионализму. Таким образом, подросток сравнивает свои интересы, свои сильные стороны с тем, что потребует от него та или иная деятельность.


Нередко в документальных фильмах режиссеры обращаются за помощью к специалистам, профессионалам в определенной области и другим экспертам, которые рассказывают о трендах рынка, актуальности и востребованности профессий.


Не разделяя художественное и документальное кино, вы даете ребенку полную картину мира, где есть место для воображения и демонстрации настоящих испытаний, которые одинаково важны на пути к успеху. Художественное кино отвечает за мечты, побуждение и стремления, тогда как документальное раскрывает реальность и говорит о том, какие шаги нужно сделать для того, чтобы стать профессионалом в той или иной области.

Автор: Никита Соловьев

50
2

Похожие статьи

Смотреть