Сюжет
Оккупированная Белоруссия, зима 1942 года. Партизаны - солдат Рыбак и офицер Сотников отправляются на поиски продовольствия для партизанского отряда. После стычки с полицаями они скрываются в деревне, но спустя некоторое время их настигают каратели. Допросы, пытки, страх... Поиски выхода, компромисса, сделки с совестью приводят одного из героев фильма к предательству.
Интересный жанр
Не часто можно увидеть фильмы о войне, которые заключаются не в драках и боевых сценах, не в насилии и разрушенной любви. «Восхождение» — это как древнегреческая притча, когда на действия героев влияет что-то возвышенное и незримое человеку, как боги Олимпа внезапно подыгрывающие то афинам, то троянцам. Зачастую, зритель все понимает без слов, а созданные образы Ларисой Шепитько придают неопритче эмоциональность и драматургию, отражающуюся в образах героев.
Герои
Ключевой интерес зрителей держится на противоречивых героев. С самого начала, нам будет нравится Рыбак, который опытнее Сотникова в военном деле, и кажется нам более отверженным и сильным. В то время, как хворый и щуплый Сотников выглядит обузой, тормозящей выполнение задания. Но после пленение героев моральные и нравственные принципы дают расхождение с нашим представлением о героях. Раненый и изможденный болезнью Сотников отказывается выдать местоположение партизан в то время, как Рыбак начинает вступать в сговор с немцами.
Предатель Портнов
В виде Портнова, который проводит допросы над пленными, мы видим своеобразное зеркало. Это отражение ошибочного пути, делающего человека загнанным в ловушку своей совести. Часто при допросе Рыбака, зрителю слышатся в их диалоге сомнения и некая схожесть в ответах. Портнов видит себя в Рыбаке, но при этом не спасает его, а делает все, чтобы он умер внутренне.
Переговоры с Сотниковым же идут хуже, именно в них Портнов раскрывается как приспособленец без принципов и идеалов. Он принимает свою слабость и оправдывает это тем, что все мы конечны, но жизнь у нас всего одна.
Сотников
Сотников – это отражение не только советского человека, но и человека в целом, в котором нуждается любое общества. Именно такие, как Сотников готовы прийти на помощь в трудную минуту, стерпеть все невзгоды, под пытками не раскрыть ни одного секрета. Фильм говорит, что такие неудобные и несговорчивые Сотниковы были и всегда будут. И именно их пример повлияет на воспитание следующих поколений. Интересно, что в финальных сценах появляется мальчишка в буденовке, который ловит предсмертный взгляд Сотникова, словно принимает от него эстафету.
Богатый мир картины
«Восхождение» — это гипертекст, в котором можно найти произведения разного времени. Сцены партизан, можно рассматривать как скитания Моисея. Персонаж Рыбака из ближайшего соратника Сотникова становится Иудой. Такие аллегории часто описываются сценами, которые похожи на картины известных художников.
Уроки фильма
Этот фильм подходит для просмотра взрослым и подросткам, так как он заставляет задуматься о пределах духовных человеческих возможностей в нечеловеческих условиях войны. За просмотром фильма вам откроется не только понимание внутреннего подвига, но и качествами, которыми должен обладать человек: храбрость, верность, честь и дружба.