Современникам Мельеса для того, чтобы увидеть чудо, не нужно было ждать Рождественского волшебства. Достаточно было сходить на премьеру нового фильма режиссера-фокусника, которые очаровывали, удивляли и даже пугали своим воображением. В наше время уже невозможно представить фильм без внедрения визуальных и специальных эффектов, все давно привыкли к супергеройскому кино, хоррорам и невероятно зрелищной фантастике. Все эти жанры появились благодаря фильмам Мельеса.
Все знают, что кинематограф придумали братья Люмьер. Они создали сам аппарат и сняли первые короткие фильмы. Но знаменитые братья видели в кино просто научный опыт и не воспринимали его как новый вид искусства. Магию и художественность в фильмы привнёс другой великий автор — Жорж Мельес. Он первым позволил себе смелые эксперименты с визуальными эффектами и необычным подходом к съёмкам, которые опережали время.
Мельес очень любил рисовать и ему сильно нравились цирковые фокусы. Эти два навыка он с успешностью применил в кино. Но, как известно, чудеса случаются внезапно. Первый свой фокус режиссер придумал во время съемки Парижа. В один момент его аппарат заклинило, а через некоторое время он опять исправно заработал. Пересматривая пленку, Мельес заметил, как проходящие мимо люди, их дети и запряженный лошадью омнибус в одну секунду изменились. Мужчины превратились в женщин, дети стали лошадьми, а омнибус, полный рабочих, превратился в катафалк. И тут Мельес понял, что при проигрывании плёнки кадры склеились между собой и произошло чудо.
Законы физики не могли сравниться с Мельесом и его фокусами – он управлял временем и пространством. Он добавил в свои фильмы элементы театральных представлений: сложные костюмы, роскошные декорации, реквизит и драматургию. А еще он не боялся экспериментировать и открывать новые возможности кинематографа. Так он впервые применил подводные съёмки. Конечно, в воду никто не погружался. Мельес просто поставил перед камерой настоящий аквариум, чтобы актёры находились в кадре вместе с водой и рыбами.
За всю карьеру можно выделить несколько новаторских приемов Мельеса, которые дали большой толчок к развитию кинематографа:
🔹Стоп-кадр
🔹Многократная экспозиция
🔹Приближение
🔹Масштабирование
🔹Колоризация
Людям, привыкшим к современным форматам видеоконтента кажется, что такие приёмы весьма примитивны. Но не стоит забывать, что мы зачастую и сами используем плоды трудов Мельеса по сей день. Останавливаем камеру, ради плавной склейки кадров, используем хромакей, некий эволюционирующий аналог блуждающей маски, задействуем многократное экспонирование.