Рецензии

Формула любви: рецензия на фильм «Переходный возраст»

10 августа 2024
5 мин.

Обычная школа в солнечном городе-герое Сталинграде. В ней учатся типичные советские дети. Но что-то их все равно выделяет от прошлого поколения. На одной из переменок Оля и Лена затевают очередной исследовательский эксперимент. Их по очереди целует в щечку проигравший спор Сережка. Неприемлемую ситуацию замечает директор и по совместительству учитель химии. Пытаясь поддеть Олю, она задает очень важный для девочки вопрос: «что такое любовь?». На что Оля отвечает: «Это тоже химия». Так Оля начинает погружаться в серьезные мысли о любви, счастье и чувствах. 


Советское «оттепельное» кино представило нового героя-подростка, у которого на самом деле нет четкого понимания о своем будущем. Акцент авторов сосредоточен на многочисленных смыслах и хрупких ориентирах, в которых вязнет подросток. Разбираясь в своем пути, на экране то и дело появляется мотив дороги. Герои куда-то идут, прорываются через миры искусства, но их финальный пункт остается неясным. 


Кадр из фильма «Переходный возраст»

Оля – идеальное отражение нового героя, который не потерял актуальности среди сегодняшних подростков. Такой Антуан Дуанель из «400 ударов» только более сдержанный в своих протестных проявлениях. Она, как и герой французской «новой волны» обладает творческими способностями, но при этом получает весьма посредственные оценки в школе. Может себе позволить не подготовиться к уроку и получить двойку. Единственное, что придает особый шарм героини – это тот советский исследуемый тренд науки. Оля вместе со своими друзьями по химическому кружку разрабатывают технику будущего – летательный аппарат под названием «Птицелет».


Но, как выясняется, увлечение химией – лишь инструмент для открытия иных, более важных вещей. Для Оли чувства и любовь кажутся такими же интересными и непонятными, как и незавершенные исследования, к которым она ищет подходящий элемент: «В любви важно найти подходящий элемент, который тебя дополнит». Ко всему этому девочка начинает задаваться философскими вопросами про красоту, ум и идеального человека. 


Кадр из фильма «Переходный возраст»

Внезапные поиски обременяются семейной драмой. Оля всю жизнь живет с мыслью, что ее биологический отец погиб, но у нее есть все сомнения не доверять своей маме, которая явно не поддерживает мальчишеские увлечения дочери с наукой, ругает ее за любую оплошность и ждет, когда она уже начнет вести себя как настоящая девочка. Оля, конечно же, пытается убить в себе все черты своей мамы и больше открывается отчиму, с которым у нее есть общее увлечения. Они вместе сочиняют стихи, с помощью которых выстраивают диалог и делятся друг с другом своими переживаниями. Проблема только в одном. Оля не совсем понимает, про что ее стихи.


Понять себя ей поможет второгодник Коля – типичный, если смотреть взглядом учителя, бездельник, у которого нет целей в жизни. Коля пытается не привлекать к себе внимания, но каждый вызов его к доске – настоящая трагедия, которая демонстрируется всему классу. И дело не в том, что Коля не пытается выучить учебный материал, он просто не видит смысла его зубрить. А самое плохое, что сказать о том, что вся жизнь кажется ему бессмысленной, ему некому. Его знакомство с Олей перерастает в дружбу, в которой девочка помогает двоечнику подтянуть знания и исправить оценки. Но на деле же этот процесс оказывается намного шире – подростки начинают искать себя, делятся откровениями и становятся теми самыми химическими элементами, которые подходят друг другу. 


Кадр из фильма «Переходный возраст»

«Переходный возраст» – это кино не только о любви и подростках, но и про взаимоотношения в семье. В фильме частно поднимаются вопросы искренности и доверия между родителями и детьми. Главным камнем преткновения понимания становятся нездоровые стереотипы, сформированные трудными послевоенными годами. Не все взрослые отпустили прошлое, которое наполняет задний план картины, где то и дело появляются разрушенные здания и памятники, проходят демонстрации.


Для нового поколения, которое не застало безотцовщины, не видело страшных разрушений, этот мир кажется гораздо шире навязанных стереотипов. То, от чего может ойкнуть сердце у родителей, для них – просто новая реальность. И в этой реальность они хотят найти свое истинное счастье. Образ Колиной мамы, которая мучилась от больного сердца и физически не переносила радость, потому что в детстве видела, как фашисты убили её родителей прямая метафора происходящего вокруг. Все конфликты в фильме разворачиваются на фоне излечения от глубокой травмы, которая у взрослых осталась до конца жизни. Новому поколению нужен шанс быть счастливыми, и именно этот шанс они хотят использовать.


Посыл этого фильма сломать стереотипный барьер в общении между своими детьми, научиться понимать их стремления и поиски, наконец, не запрещать, а помогать находить им ответы на сложные вопросы. Воспитательный потенциал фильма велик, как и велико его посредничество между двумя разными мирами. Но есть то, что их всех объединяет, и о чем всегда надо помнить – это стремление найти свое счастье.

 

Автор: Никита Соловьев


54
1

Похожие статьи

Смотреть