«Лапин» – классический фильм о конфликте отцов и детей, вобравший в себя принятые нормы «застойного» советского кино и переложившего их на сегодняшние реалии. Подростки, которые не могли найти общий язык ни с родителями, ни со своими сверстниками, появлялись во многих известных школьных картинах: «Вам и не снилось», «Переходный возраст» и «Пацаны». Главный герой «Лапина» 15-летний подросток Валя, который сталкивается с похожими трудностям советских детей, просто 40 лет спустя.
Переехавший после развода родителей в провинцию Валя, не очень доволен жизнью с мамой и новыми перспективами. Новый город не впечатляет, провинциальная школа не соответствует уровню, а класс воспринимает новичка как инопланетянина. Неудивительно, что Валя замыкается в себе и отгораживается от мира, живя только мечтой уехать к отцу в Канаду.
Чем интересен?
Возможно, многие увидят в Лапине слишком идеализированных подростков, которые из самого страшного за весь фильм будут перекидывать глобус в классе. Действительно, вместо жарких споров – тотальный игнор, вместо драки – спортивный забег, а их плохие привычки заменяет сахар. Но я поймал себя на мысли, что основная масса нового поколения так себя и ведет. Они меньше склонны проявлять агрессию, держат эмоции при себе, а драке предпочтут другое решение.
Новый мир подростка
Делая из этого вывод, можно сказать, что зритель видит пример современного подростка. Скрытого, но при этом амбициозного. Молчаливого, но с большим внутреннем миром. Одинокого, но в то же время тянущего к обществу, а не наоборот. Еще лет десять назад мы бы сказали, что подростки любят быть «не такими как все», но «Лапин» показывает новую реальность – «Хочу как все».
Утраченные иллюзии
Валя, который потерял свою счастливую жизнь в столице после развода родителей, не может принять тот факт, что теперь все изменилось. Подросток мечтает о побеге к отцу за границу, где его ждут большие возможности, но при этом не может принять тот факт, что его там не ждут. Чем больше Валя верит в счастливое будущее, тем больше отрывается от реальности. Только осознав ситуацию, он понимает, что теперь все зависит только от него и тех людей, которые его окружают.
Заграница как миф
Смысловой уровень заграницы в фильме играет яркими смыслами и имеет несколько значений. С одной стороны – это прямое отражение сегодняшней реальности, когда что-то заграничное вновь становится эксклюзивом, этакой мечтой за звездным холмом. С другой – это внутренние границы самого Вали, которые нужно будет преодолевать. Последнее значение, заграницы – новая черта жизни, наполненная новыми людьми и эмоциями.
Границы родителей
Граница дает еще и наглядный пример семейных отношений. Можно заметить, как в течение фильма у героя меняются отношения и с матерью, и с отцом. Образ отца вполне привычен для российского кинематографа. Это человек, которого мы будем всегда копировать и ждать, но в тоже время злиться за потерянную с нами связь. Если в культовом «Возвращении» дети бросаются в загадочное путешествие с отцом, то в «Лапине» голос отца сквозь телефон лишь обещает сыну переезд в Канаду. Граница же матери определяется дверной комнатой. Чем дальше идет сюжет, тем больше мы видим, как рушится хрупкая связь с отцом и как постепенно мальчик принимает жизнь с мамой.
Недосказанность и банальные наставления
Единственное, в чем можно упрекнуть фильм, так это в очень банальном уроке, который сводится к тому, что «свои то всегда примут». Да, никто не сомневается в правильности выражения «где родился, там и пригодился», но стоило ли ради этого мальчику преодолевать себя? Может, внутренние голоса, влюбленность и новые открытия и так бы помогли влиться в коллектив? Да и вообще, почему вдруг на забеге все разом приняли главного «выскочку» класса?
Есть ли воспитательный элемент?
Несмотря на простоту мысли и сглаженность конфликта, «Лапин» показывает пример того, как можно справиться с эмоциональным состоянием. Через спорт, авторы фильма закладывают мысль, что ко всем новым изменением нужно стремиться самому, сбрасывая оковы, в виде маломерных канадских кроссовок.
(Не) лишний человек
Концовка «Лапина» и финальный взгляд главного героя в камеру напоминает шедевр французского кино «400 ударов». Если герой Трюффо бросал растерянный взгляд, смотря на непреодолимую стихию моря, которое не переплыть и не обуздать в одиночку, то «Лапин» дает более позитивную трактовку. Валя, в отличие от Антуана, находит свой смысл и свой коллектив, соглашаясь и принимая сложившуюся реальность.
Автор: Никита Соловьёв