Принято считать, что «В погоне за счастьем» — вдохновляющая лента о преодолении трудностей, неукротимой воле к жизни, силе духа и прочих важных вещах. Ещё говорят, что это картина о так называемой американской мечте. Но за чем же на самом деле гонится её главный герой, что преодолевает и о чём мечтает? Давайте разбираться.
Начало
«Основано на реальных событиях» — с этой фразы лента 2006 года начинается, по сути, отбирая у зрителей право на критическое восприятие. Ведь на многих людей подобная формула действует гипнотически, и они начинают симпатизировать персонажам, несмотря на происходящее. Однако достоин ли этого герой Уилла Смита? Не спешите делать выводы.
Смит сыграл Криса Гарднера, реального человека, предпринимателя, который в 2002 году рассказал на телевидении о своём жизненном пути, и с этого-то интервью всё и закрутилось. Появился сценарий, а Уилл Смит уговорил итальянского режиссёра Габриеле Муччино впервые снять фильм на английском языке, где сам Смит стал продюсером, вдобавок исполнив на пару с собственным сыном главные роли.
Хочется верить?
Итак, 1981 год, Сан-Франциско. Экранный Крис Гарднер — коммивояжер, вложивший все семейные сбережения в сомнительный проект по продаже якобы перспективного медицинского оборудования. Теперь он бегает по городу, пытаясь всучить врачам странные приборы, которые почти никто не хочет покупать, копит штрафы за неправильную парковку и ругается с женой из-за нехватки денег. А она... Она устала работать за двоих, устала ждать, устала надеяться на перемены.
— Ты мне не веришь? — спрашивает Крис.
— Не верю, — отвечает Линда.
Линда буквально кричит мужу о долгах, о неоплаченных счетах, о реальной жизни. Но он упрямо твердит: мы справимся, мы выберемся, мы сможем. Никакого «мы» не получается, и Линда сдаётся, опускает руки и уходит от Криса, забрав сына, тоже Кристофера.
По сюжету, ему пять лет, но это вымысел киношников. Реальный сын реального Кристофера Пола Гарднера был чуть ли не в пелёнках во время событий, которые описаны в фильме. И этот реальный малыш появился на свет в результате измены будущего миллионера после четырёх лет супружеской жизни (если не врут открытые интернет-источники).
Как бы то ни было, и настоящий, и экранный Кристоферы становятся отцами-одиночками. При этом персонаж Смита буквально сражается за это право со своей женой, одержимый идеей, что сын должен жить с ним, ведь сам он впервые увидел родителя только в 28 лет и не хочет подобной судьбы для своего малыша.
Вопросы «на подумать»:
Супергерой или фанатик?
Мнения маленького Криса ни мать, ни отец не спрашивают. Более того, сыну вообще ничего не объясняют. Теперь малыш вместе с папой ходит по больницам, пытаясь продать «чудо-аппарат», а когда их за неуплату выгоняют из мотеля, ночует в общественных туалетах или приютах для бездомных. Такую, мягко говоря, не самую подходящую для ребёнка жизнь Крис-старший компенсирует набором «житейских мудростей»:
При этом торгового агента Гарднера волнует всё тот же вопрос: верят ли ему? Только сейчас он задаёт его не жене, а сыну, но всё с той же почти параноидальной настойчивостью. Малыш, естественно, верит. А разве у него есть выбор?
— Верь мне, я позабочусь о тебе, — говорит папа.
— Я тебе верю, — отзывается сын.
И коммивояжёр продолжает гнаться за счастьем. Хитрит, лжёт, выкручивается, на глазах у сына дерется с бродягой в очереди в ночлежку и отталкивает пассажиров автобуса. Сомнительный пример для крохи. Или нет? Или только так и надо — по головам, если это требуется? Ведь всё ради ребёнка…
А ещё Гарднер может встряхнуть малыша, довести его до слез, игнорировать вопросы, зачастую отделываясь односложными репликами-приказами: «Встань!», «Иди!», «Быстрее!». Любит ли Крис ребёнка? Наверное, да. По крайней мере, Уилл Смит играет так, что в это очень легко поверить. Чего стоят одни только мужские слёзы на полу туалета.
Гарднер устраивается на курсы брокеров и усердно учится — фанатично прёт к своей мечте. На собеседование он приезжает из полицейского участка, на обучение — после ДТП.
За шесть часов Крис умудряется делать то, что остальные делают за девять. Никаких перерывов между звонками, и даже никакой воды, чтобы не ходить в туалет. И он таки добивается успеха, получив место в компании. К слову, все остальные ученики остаются за бортом, и кто знает, что с ними стало дальше. А ведь вполне может быть, у них в жизни всё было ещё тяжелее. Просто им чего-то не хватило. Может быть, только везения.
Так что же для Гарднера пресловутое счастье, вынесенное в заглавие? Неужели, в полном соответствии с американской мечтой, — это собственный бизнес, многомиллионные сделки, деньги? Каждый зритель решит для себя, но ведь гонится он за этим, не правда ли?
И ещё подумать:
«А может быть, счастье — лишь то, за чем мы вечно гонимся? Может быть, мы никогда не будем счастливы?» — вопрошает Крис по ходу фильма. Ответов на эти вопросы нет, но, как видно, «супермену» Гарднеру, несмотря на всю его уверенность, не чужды сомнения. И, оказывается, он тоже устаёт от бега, «суеты города и вечных разочарований жизни». Вот так.
Интересные факты о фильме:
автор: Алексей Кузнецов