Честно сказать, российское кино переключилось на какой-то наступательный конвейер сказок: «По щучьему велению», «Баба Яга», «Конёк-горбунок», «Последний богатырь», «Летучий корабль». И это только самое узнаваемое за последние два года. Но беда в том, что, несмотря на хорошее качество картинки и простоту сюжета с правильными выводами – они выглядят довольно фальшиво. Старание авторов играть на «русскости» используя Голливудские приемы, смотрится невнятно и неуместно. «Огниво» продолжает ту же тенденцию веселого и быстрого фэнтези фильма, от которого не нужно ждать ни драматургии, ни серьезных размышлений.
От оригинальной сказки создатели фильма убрали все. Возможно, просто ничего не взяли, кроме самого огнива. Но ругаться на это не стоит, все же мир кино - совершенно иное произведение, нежели книга. Поэтому мы тут встречаем Ивана-дурака, хитрого Лиходея и… березки. На этом русский менталитет заканчивается, а на сцену выходит слепая девочка Даша, напоминающая Арью Старк, какие-то чудные эльфы-гномы и французский путешественник на воздушном шаре. Даже сам русский Ванька изображает капитана Джека Воробья и берет себе в дорогу не православного коня, а всего лишь пришедшую извне компьютерную машину.
Подобно «Пиратам Карибского моря» сюжет строится вокруг солдата-дезертира Ивана. Он, как и герой любимого широкой публике Джонни Деппа – хитрый, местами ленивый и неуклюжий персонаж. Сбежав с поля боя, Иван совершенно случайно находит волшебное огниво, исполняющее желания. В предмете, конечно, заточена незрячая девочка Даша, дочка царицы Настасьи, которую заколдовал Лиходей, занявший трон. Теперь только Иван способен спасти царство и освободить Дашу от злых чар.
Что получилось режиссеру фильма, так это создать динамичный роуд-муви. Уверен, что эти два часа пролетят незаметно. И все благодаря не только красивой картинке и монтажу, но и такой богато наполненной вселенной. Периодичность смены кадров сочетается с современными шутками и словами. Иной раз кажется, что все герои снимут костюмы и скажут, что это розыгрыш. Есть лишь одна проблема, которая нивелирует это преимущество – это сценарий. Такое ощущение, что герои не могут сделать свой собственный выбор и выйти за пределы карты. И это чувство напоминает нам виртуальный мир. Если вы когда-то играли в компьютерные игры, то знаете, что у NPC есть определенный скрипт, который работает, когда вы достигаете контрольной точки. Вот точно также можно описать все действия героев. Достаточно посмотреть на Ивана. А что, если бы конь не вернулся в деревню по навигатору, где Ваню ждала маленькая принцесса? Думаю, ответ очевиден.
Вообще в картине очень сложно найти какое-то образовательное или воспитательное свойство. Несмотря на то, что Иван выберет совесть и даже примет решение пожертвовать собой, его действия в большинстве своем очень сомнительны. Его главная цель – найти место, где можно приспособиться и получить кое-какие блага. Так почему же он меняется? Только потому, что в него поверила слепая девочка?
Больше всего этот фильм и главного героя характеризует сцена сражения. Непонятно, где, с кем и на чьей стороне сражаются войска вместе с Иваном. Мы даже не видим врага. Вероятно, это и есть метафора внутренней борьбы Ивана, который, конечно, из местного дурачка станет гордостью всего царства. Но, что его заставило переосмыслить жизнь, останется главной загадкой.
Все плохое в сказках всегда заканчивается. Добро побеждает зло, оскорбленные находят справедливость, а разделенные семьи – объединяются. Жалко, что эта мысль после просмотра вытесняется из головы. Настолько «Огниво» получился хаотичным. Мы узнали, что русский традиционный герой – пират, что любую книжку (будь то закон или волшебные заклинания) можно переписать, а железный конь может страдать от панических атак. Положение это продолжается вот уже не первую экранизацию, мучительно натягивающей на себя костюм не по размеру, который купили втридорога из-за санкций. Все зрители чувствуют, что в этом уже нет какого-то явного смысла, кроме заработка денег.
Судить, конечно, не критикам. Возможно, многим даже понравится «Огниво», ведь его визуальная часть не оставляет вопросов, а осовремененные персонажи будут вполне понятны любому ребенку. Добавьте к этому правильные суждения об ответственности, храбрости, взаимопомощи и дружбе – и вроде получается неплохой фильм на уикенд для всей семьи.
Автор: Никита Соловьёв